24 марта мир отметил День борьбы с туберкулезом. О тенденциях, победах и проблемах в этой борьбе говорим с руководителем областного департамента охраны общественного здоровья Оралом БЕКМАГАМБЕТОВЫМ.
– Орал Айтбаевич, сегодня в Казахстане подчеркивают, что заболеваемость туберкулезом снижена в два раза. А как в других странах?
– Если коснуться мировой тенденции борьбы с туберкулезом, то она, надо заметить, идет с перемежающимся успехом. Отдельные страны добились очень хороших результатов, другие – на прежнем уровне, где-то есть и ухудшение ситуации. В целом, с увеличением количества населения нельзя сказать, что в мире туберкулеза стало меньше. В среднем каждый год все равно 15-17 миллионов новых больных. Из них 1,5 миллиона умирают.
Что касается Казахстана, за последние десятилетия страна добилась серьезных результатов в борьбе с туберкулезом. Пример тому и Костанайская область. Заболеваемость у нас снизилась чуть ли не в два с половиной раза, смертность за 25 лет сократилась в десять раз! Но те показатели, которые есть сегодня, не должны устраивать медицинскую общественность. В Костанайской области показатель 61,6 на 100 тысяч населения среди других регионов достаточно высокий. Наша область по заболеваемости туберкулезом всегда занимала третье-пятое место снизу. За последние два года данный показатель среди взрослого населения практически не меняется, а вот среди детей есть тенденция к росту. Хотя у нас хорошая динамика снижения смертности: за последние два года на 20 процентов. Надо помнить: туберкулез есть, мы его не победили.
– Сколько детей в нашей области заболело туберкулезом в прошлом году и почему?
– Зарегистрировано 17 случаев. В основном это дети от 3 до 14 лет. Раньше были и до года. Причина – контакт с заболевшим. Дети, которым в роддоме не сделали прививку БЦЖ из-за ослабленного здоровья, рискуют заболеть чаще, чем другие малыши.
– А что касается мультирезистентных (устойчивых. – Прим. авт.) форм туберкулеза? Количество таких больных тоже снижается?
– 60 процентов выявленных случаев. Лет семь назад, чтобы определить мультирезистентность заболевания, нужно было ждать 2-3 месяца. Сегодня отдельные формы можно определить за несколько часов.
– Почему вообще появились мультирезистентные формы?
– Тут много причин. Когда распалось советское государство, первые пять лет не было препаратов. Вместо того чтобы лечить комплексно, к примеру, пятью препаратами, мы выдавали один-два. Лишь бы больной не умер. Но винить только врачей и экономику не совсем объективная позиция. Со временем микобактерия туберкулеза тоже меняется, реагируя на внешние воздействия. Где правда?
– Орал Айтбаевич, в каких регионах туббольных больше всего?
– Раньше называли Тургайский регион, но за последние два года тенденция изменилась. Пошли города. В лидерах Костанай, Житикара. Также районы – Мендыкаринский, Наурзумский. Надо отметить, заболевание туберкулезом связано и с общим фоном. Вакцинация детей в области составляет 95%. Считаю, низкий процент. Многие больные мамы рожают слабых детей, которым БЦЖ в роддоме не делают. Их делают намного позднее, и риск заразиться остается. Каждый год выявляем беременных женщин, больных туберкулезом. В прошлом году таких было девять. Это опасно. Организм перестраивается, и женщина становится крайне уязвима. В прошлом году был единственный случай материнской смертности. У женщины диагностировали туберкулез...