В Екатеринбурге ставят спектакль по книге «Точка возврата». Её автор – костанайская писательница Александра ЧУМАКОВА. Она рассказала «КН», как стать читаемым и издаваемым автором, не выезжая из Костаная.
у человека возникло желание изменить свою жизнь».
– О чем «Точка возврата»?
– Это мистическая проза о перерождении душ. Что бывает с человеком, если он жил неправильно. Переплетение времен и судеб. Мой папа всегда хотел написать книгу. А когда он ушел из жизни, мне стали сниться сюжеты. Я просыпалась и записывала их. Просто так придумать, наверное, вряд ли смогла бы. Либо это был такой способ справиться с утратой… Но мне захотелось написать что-то такое, чтобы после прочтения у человека возникло желание изменить свою жизнь
– Судя по всему, сюжет достаточно масштабный. Как это показать на сцене?
– Они поставят только одну главу. На сцене будут только три актера. Это независимый театр «Нитья». Гастролируют по всей России. Мы познакомились, когда я находилась в поисках издательства. На этом пути мне вообще встретилось много интересных, творческих людей. Прямо подарок жизни.
– Важный момент – издательство. Многим это кажется чем-то нереальным – настоящие книги, выпущенные реальным издательством.
– Это очень непросто. Я отправила свою книгу во все русскоязычные издательства, какие нашла в интернете. Я даже не вспомню, сколько отказов мне пришло. 30, 40 или 50. Сбилась со счета. Пока мне, наконец, не написали из мультимедийного издательства «Стрельбицкого». У них офис в Киеве и 123 площадки для реализации по всему миру. Но чтобы издать у них «Точку возврата», мне пришлось согласиться писать дамские романы. Они легкие, ненавязчивые, с юмором. Сейчас у нас договор на шесть лет. И что бы я ни писала, они публикуют. Уже вышло четыре книги.
– То есть эти книги для вас работа? Не творчество?
– Нет, это для меня хобби. Мне нравится придумывать образы, придумывать сюжеты. Хотя, конечно, герои часто говорят моими словами. Иногда на идею может натолкнуть нечто совершенно неожиданное. Например, однажды у меня дома не оказалось сахара. А у моей мамы сахарный диабет, и дома был таблетированный заменитель сахара. Я его бросила в чай, и вкус вроде бы был такой же, но все-таки не настоящий. Это как с любовью. Когда тебе кто-то дорог, то остальные будут лишь заменой этому человеку. И все равно не смогут с ним сравниться. Я так и назвала книгу – «Сахарозаменитель». Но все мое мироощущение и взгляд на жизнь, конечно, в «Точке возврата».
– В чем ваше мироощущение?
– Мне кажется, эта философия близка многим. Надо прожить жизнь так, чтобы не было стыдно. Какой бы вы ни придерживались религии, ни одна из них не поддерживает насилие и агрессию. Пусть даже человек верит не в Бога, а во Вселенную. Правила едины. Человек должен жить в любви. Это и просто, и сложно одновременно.
– Книга достаточно популярна. Как люди узнают о ней?
– Передают друг другу, кидают ссылки. У меня есть статистика – книгу прочитали 3856 человек. И насколько я знаю, равнодушных нет. Каждого она хоть чем-то, но тронула. Два года назад я участвовала в республиканском конкурсе молодых писателей «Алтын калам». Не выиграла. Очень расстроилась и плакала. Но этот конкурс стал для книги трамплином. О ней стали узнавать, ее стали читать. Мне стало приходить множество отзывов не только из Казахстана и России. Один мужчина в Германии говорит, что хочет перевести «Точку возврата» на немецкий, чтобы ее прочитали его дети. Меня это просто окрыляет. Люди поняли и приняли мою книгу. Многие плачут. Причем интересно, что в этом признаются мужчины. Это история, за которую мне не стыдно. И такой отклик – это даже важнее, чем победа в конкурсе. Столько людей узнали меня настоящую. По сути, это то же, что выйти к ним обнаженной… Даже более сокровенно...
– Некоторые пишущие люди стесняются именно этого, показать текст кому-то, пишут в стол…
– Текст живет только если его читают. А его читают, если он написан от души. Формула простая. Меня всегда вдохновляли истории о том, как люди стремились к чему-то и получали отказы, а потом им улыбнулась удача. У меня вышло, можно сказать, так же. Надо не бояться стучать в закрытые двери. Пускай даже сто дверей не отворются перед вами. Есть реальный шанс, что откроется сто первая.
– Вы всегда были склонны к письменному слову?
– У меня хорошая база – я училась в гуманитарном классе костанайской гимназии им.Горького, участвовала в городских и областных олимпиадах по русскому языку. В школе в нас всегда видели что-то особенное и пытались это развивать. В 13 лет я стала редактором детской газеты, потом работала в молодежной газете, сотрудничала с республиканскими СМИ. То есть мне вся эта тема всегда была близка.
– Научиться писать можно? Или это врожденный дар?
– Можно кого угодно научить складывать слова в предложения. Но если у человека нет ничего за душой, то это будет просто набор слов. Грамотный, хорошо составленный, но набор слов. Чтобы в художественном тексте был смысл, автор должен что-то пережить и прочувствовать. Только тогда что-то получится. Творчество – это вообще про отдачу. А как ты сможешь сделать это, если ничем не наполнен.
– А если в жизни человека было больше негативного и травмирующего опыта, чем позитивного?
– Каждый по-разному выходит из сложных ситуаций. Кто-то выносит один негатив, наполняется им и транслирует его другим людям. А кто-то выносит опыт, примиряется с ним, выносит уроки и может делиться ими с другими. Это уже совсем другое дело.
– Кстати, об отдаче. Вы получаете какой-то доход со своего творчества?
– Небольшой. Но доход от писательства никогда не был для меня в приоритете. Мне важнее, чтобы люди меня читали и знали о существовании моей книги. Я работаю начальником отдела продаж в частной фирме. А писательство – мое хобби.
– Некоторые мечтают уйти из офиса и окунуться в творчество…
– Если бы я точно знала, что на творчество можно жить. На него и только на него – то я бы это сделала. Но у меня есть ребенок. И материальная сторона вопроса для меня очень важна. Потому меня устраивает сложившаяся ситуация.
– У вас есть какая-нибудь писательская мечта?
– Мечтаю, чтобы по «Точке возврата» сняли фильм. Я даже знаю, кто может играть главного героя Мафуаила. Дмитрий Нагиев. Мне кажется, это прям его роль. Некоторые говорят: «Мечтая о вертолете, купишь только Запорожец». Но мне больше нравится выражение: «Целься в Луну и не бойся своих желаний». Я целюсь в Луну и верю в свои мечты.
– Что сами читаете?
– Большой след во мне оставила книга Ог Мандино «Комиссия по делу Христа». Последняя прочитанная книга – Донна Вулфолка Кросса «Иоанна – женщина на папском престоле». И очень люблю Дэна Брауна. Мне надо, чтобы в книге была загадка. И ответы на важные вопросы.
– Чтение – это труд или удовольствие?
– Если это чтение ради чтения, то это просто приятное времяпрепровождение. А если ты хочешь что-то вынести для себя, то это труд. Важно фильтровать то, что ты читаешь. Находить что-то свое. Потому что мы из этого состоим. Мы – это не только то, что мы едим. Но и то, что мы читаем. Я в этом уверена.