Любить можно не только человека, семью или работу. Любить можно (и нужно!) родину. Только иногда проявления этой любви тонут в официальных словах, которыми у нас любят отягощать многие нужные дела.
«Формирование здорового образа жизни путем системного и комплексного подхода профилактики и усиления контроля за поведением, фактами риска определяет целевые индикаторы – увеличение доли лиц, занимающихся физической культурой не менее 30 минут на 4,09 % к 2015 году». Эти слова взяты не из официального документа. Случайно я попала на День здоровья, который проходил в середине сентября. Услышала начало и обомлела, даже включила диктофон, чтобы потом расшифровать весь этот официальный груз. А потом без перехода: «Встречайте наших юных талантов!» – и старт небольшой концертной программы...
Те самые студенты, ради которых вообще затевали этот праздник, об увеличении доли лиц не слушали. Обсуждали свои дела. Обилие официальных слов у них не вызывало даже возмущения. «А вам нравится вот то, что сейчас говорят?» – спросила у двух девочек в желтых футболках. Они пожали плечами – всегда же так на обязаловках.
Стало грустно. И даже не от того, что программы хороши в документах, а вдохнуть в запрограммированные начинания жизнь можно только чем-то живым. Скорее из-за реакции молодых людей. Привыкли уже к тому, что сложная формулировка – спутник таких дел. Практически со школы народ усваивает, что гораздо эффектнее ответ на уроке или творческая работа смотрится, если в нее добавить побольше официальных слов и предложений. Искать их легко – набрал в Интернете, и все готово. И вот рождается у молодого человека понимание, что своим умом придумывать что-то – сложно. А вот взять готовое, «причесать», гораздо легче.
И эффективнее.
Пишет, к примеру, педагог план занятий на год. И непременно выводит цели и задачи такими, что с первого раза и не разобраться. А потом просто, для себя уже, делает короткий план для реальной, живой работы. Ведь если написать в официальном документе: «Идем в гости к ветерану», – ни одно начальство это не утвердит. А если вывести из этого действа несколько целей и задач – воспитательных, образовательных, развивающих – тогда все в порядке.
Почему не делать все проще? Для чего загромождать слух и бумагу? Для чего строить лабиринты, сквозь которые не всегда пробьется та искра, которая рождает любовь к родной стране? Сфер, в которых это происходит – очень много. Выход? Вижу. Правда, не сразу и в более глобальном масштабе. Все тот же Интернет. Только не в качестве пугала, а в качестве инструмента. Он объединяет мир в одну большую деревню. И не терпит длинных официальных слов. Нет, никакой цензуры. Просто читать никто не будет. И это заставит людей, которые отвечают за продвижение государственных программ, задуматься и сделать рассказ о полезных начинаниях лаконичным, интересным и эмоциональным.