Об этом мы поговорили с председателем Совета ветеранов костанайского микрорайона «Молодежный» Назипой АЮПОВОЙ. Она успевает и дворы многоэтажек озеленять, и внимание ветеранам и пенсионерам уделять. Кому – доброе слово, кому – реальная помощь.
– Назипа Сайтбековна, среди самых, как называют костанайские пенсионеры, заботливых «первичек» областного центра – именно ваша. Как удается держать такую высокую планку?
– Иначе нельзя. Ведь речь идет о пожилых, уважаемых людях. Им требуется особое внимание и не только со стороны родных и близких. Под началом нашей первичной ветеранской организации пять микрорайонов. Я работаю в этой должности с ноября 2016 года. То есть не так давно. Но постаралась сделать как можно больше хороших дел. У меня много помощников.
Лично я как жилец микрорайона отношусь к ПКСК «Уют». Всё логично: если назвали так кооператив, нужно создавать уют во дворах и домах. Вот ко мне и обратились члены Совета ветеранов как к одной из активных горожанок. Мол, нужны такие, кто умеет работать с людьми, находить подход к любому и при этом решать житейские вопросы.
– Вас порекомендовал председатель ПКСК. Часто высказывали ему претензии?
– Нет, наоборот. Помогала. А ещё во всех ситуациях по-человечески старалась их разрешить. Когда наша семья в 2008 году переехала в один из домов микрорайона, обратила внимание, что во дворах были высажены и сосны, и березы, но... Где густо, где пусто. Рядом с некоторыми подъездами не было ни деревьев, ни скамеек, ни тем более цветников, беседок.
Вот я и решила исправить ситуацию. Начала с домофонной двери, которой не было. В подъездах плохой запах, мусор. Кстати, «КН» выписываю с 1969 года. А в 2008-м, когда взялась облагораживать двор, вы как раз писали о тех, кто это уже сделал. А чем мы хуже?!
Нашла фирму, которая установила двери. Прошла по соседям, убедила, что нужно следить за чистотой. Затем и к председателю ПКСК пошла: мол, давайте посадим деревья во дворах, где их нет. В ответ: люди нужны, бензин для машины нужен, договариваться насчет саженцев нужно, а такой возможности нет. Меня это не остановило.
Обратилась в приемную акима, написала заявление, и через три дня нам привезли целую машину саженцев. Вот мы с моим дедом накопали лунок, посадили саженцы. И в итоге сейчас там целая аллея. Потом добились, чтобы во дворе установили стол и лавки. Договорилась с людьми – привезли во двор землю, старые шины. Собрала местную ребятню и мы сделали цветники.
Постепенно и в нашем подъезде стали расти цветы. На лестничных площадках наклеили обои. На окнах повесили шторы. В итоге дом был признан образцовым. Любо-дорого посмотреть.
Вот и представители Совета ветеранов обратились ко мне: мол, Назипа-апай, вы же активная, возьмитесь и за общественную работу в Совете микрорайона. Согласилась.
– Первый ваш вопрос тогда был: что нужно делать?
– Да, конечно. Хотя несложно догадаться. Пожилому человеку ведь в первую очередь нужны забота и внимание. А в микрорайоне «Молодежный» на тот момент было более тысячи пенсионеров. Сегодня еще больше. Есть и участники войны, вдовы ветеранов, блокадники. С ними и работаем. Я вообще была учителем начальных классов на станции Кушмурун Аулиекольского района. Этот опыт очень пригодился. Если умеешь найти общий язык с малышами, то и со взрослыми найдешь. Проверено годами. Затем секретарем исполкома проработала аж 30 лет! Чем занималась? Всё тем же – решением общественных вопросов, социальных, бытовых.
– То есть работа в Совете ветеранов для вас стала закономерной?
– Возможно, и так. У нас на каждый год большой план работы. Посещаем на дому пенсионеров, узнаем как и чем они живут, какая нужна помощь. Особое внимание – одиноким. Проводим круглые столы, к государственным праздникам организуем интересные встречи, смотры художественной самодеятельности, обязательно приглашаем молодежь. Например, в марте провели встречу «С женщины начинается жизнь». Говорили о важном. В том числе о человечности, о порядочности, о добродушии.
– Кстати, насколько охотно люди бизнеса идут навстречу таким общественным организациям как ваша?
– Люди, к счастью, не черствеют. Очень даже помогают. Тем более, если речь идет о ветеранах войны. Например, у нас есть возможность даже проводить встречи в кафе.
– В вашей семье были участники Великой Отечественной?
– Да. Отец. Ему было под 50 лет, когда отправился на фронт. Через полгода пришла похоронка. А еще через полгода... он вернулся с фронта. Дело в том, что в очередном бою был очень серьезно ранен. Оторвало руку. Думали, не выживет. А он выжил. Я родилась 1 января 1945 года. Отец часто мне говорил: «Ты должна была родиться, поэтому я выжил!»
И все братья отца вернулись с войны живыми. Один из них партизанил на Украине. Спас Героя Советского Союза Федорова, о чем тот позже напишет в своей книге.
– Не за горами 9 Мая. В вашем микрорайоне сколько ветеранов?
– Осталось шесть. И все они – настоящие герои.