Беседа со старшим преподавателем кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса КФ АО НЦПК «Орлеу» Кумусбике КУЛЕСОВОЙ.
Весной костанайские школьники будут в очередной раз участвовать в исследовании PISA. Надо сказать, что перед ним трепещут лучшие школы мира. Так что, наверное, не стоит говорить о его статусе. Безусловно, это самое авторитетное международное исследование в области образования, которое проверяет не фундаментальные знания школьника, а насколько он способен их применять в реальной жизни.
А потому сейчас учителя сами решают похожие задачи и разрабатывают новые подходы ведения уроков. От чего они отказываются и что берут на вооружение – эту тему мы и обсуждаем с Кумусбике Кулесовой.
– Кумусбике Кабдулаевна, сегодня проводится достаточно много рейтингов и исследований, начиная от ай-кью и завершая тестами на знание квантовой механики. Что собой представляет международное исследование PISA, перед которым дрожат даже ведущие английские школы и, собственно, зачем оно нам?
– Нужно не забывать, что перед нами поставлена серьезная задача – войти в 50 конкурентоспособных государств мира. И мы активно к этому идем, у нас развивается экономика, внедряются передовые технологии в сельское хозяйство, наши врачи могут проводить операции, ради которых нашим гражданам раньше приходилось ехать за рубеж. Естественно, что стремимся мы к определенной высоте и в системе образования. Вот только пока достигается она нами с трудом. Например, если посмотреть результаты исследования за прошлые годы, то в 2009 году мы были лишь на 57 месте, в 2012 году тоже в 50 сильнейших стран не вошли. Поэтому сегодня главная задача – показать конкурентоспособность казахстанского образования на мировом рынке. Исследование PISA проводится по трем направлениям: естественно-научное, математическое и читательская грамотность. Причем каждый раз акцент делают на чем-то одном. А сама философия исследования заключается в том, чтобы проверить, насколько дети могут применять знания, полученные в школе, в реальных жизненных ситуациях. Никого не интересуют формулы и теоремы в чистом виде, важны умения, практика.
– А как же без знания этих самых формул научиться решать те или иные задачи в повседневной жизни? Нестыковка получается...
– Я вам приведу пример. Такая задача. Человек заявляет, что троллейбусы не загрязняют окружающую среду и спрашивает: так ли это? Вопрос простой. И некоторые учителя на наших курсах, отвечая, говорили, что действительно не загрязняют, ведь они питаются от электричества. А другие копали глубже и выстраивали цепочку: они работают на электричестве, но чтобы его получить, строят гидроэлектростанции, которые не самым лучшим образом сказываются на реках и близ растущих лесах. То есть в глобальном масштабе троллейбусы приносят вред, а в рамках города – безвредны.
– Так, и в итоге какой правильный ответ?
– А вся штука в том, что правильного ответа нет. И это нас ставит в тупик, мы к этому не привыкли. А задачи PISA заключаются в том, чтобы увидеть, насколько дети умеют рассуждать, понимать, воспроизводить и прогнозировать. Важно это, а не оценка.
И если анализировать результаты прошлых лет, то мы увидим, что наши учащиеся назубок знают формулы по физике, у них высокий уровень математической грамотности, но они не могут применять их в жизни. Далеко не каждый из них сможет вам объяснить отчего происходит то или иное явление в природе. Но и этот факт нельзя считать абсолютной истиной. Ведь в исследованиях, где проверяются фундаментальные знания, наши школьники показывают себя весьма хорошо. Значит, они могут заниматься, к примеру, наукой.
– А в каких странах школьники сегодня самые подготовленные к жизни?
– Те, кто проводят исследования, называют Сингапур, Китай, Тайвань, Финляндию, Австралию...
– В то же время, если взять тот же Сингапур, то у их школьников все в порядке и с фундаментальными знаниями, учитывая уровень их изобретений.
– Совершенно верно. И истоки этого – в системе образования, которая кардинально отличается от всех существующих, в том числе и от западной. С другой стороны, я думаю, что одна из причин того, что наши дети не привыкли решать «задачи из жизни», это используемые нами тесты закрытого типа на экзаменах. Когда задается вопрос и к нему прилагается пять вариантов ответа, чтобы выбрать правильный. А таких, где нужно рассуждать или мало, или совсем нет.
– К сожалению, такой механизм контроля уже успел подмять под себя и весь учебный процесс. Чтобы дети сдали успешно ЕНТ, учеников начинают натаскивать на него чуть ли не с пятого класса – да, нет, вот что сейчас требуется. А размышления, рассуждения, дискуссии – в сторону.
– Такое тоже встречается – и это ни для кого не секрет. В то же время я не могу сказать, что у нас во всех школах поголовно занимаются лишь тем, что натаскивают детей на ЕНТ. Это будет несправедливо по отношению к тем учителям, которые стараются развить в детях логическое мышление. Их осталось не так много, но мы сейчас работаем над тем, чтобы их было гораздо больше. Например, сейчас на базе института повышения квалификации учителей мы проводим практические курсы по развитию функциональной грамотности у школьников, где учим педагогов для этого использовать новые методики, ориентируясь на мировой опыт. Хотя они нам возражают как и вы: а зачем, если на экзаменах это потом не востребовано?
И все же в результате дискуссий мы пришли с ними к выводу: если дети научатся такие задачи решать, то они смогут и ЕНТ сдавать, потому что у них будет развито логическое мышление. Тем более что сегодня в ЕНТ добавляют все больше логических заданий. В свое время нам, ученикам, говорили, что для того, чтобы получить пятерку, нужно решить задачу не одним способом, а пятью-шестью. И мы должны были обосновать: почему мы делаем так, а не иначе. Нас учили математическому мышлению с помощью обычных задач. А в последнее время мы увлеклись тестами, что означало, что надо учить детей решать их быстро и правильно. Потому что когда только ввели ЕНТ, наша область показала не самый лучший результат. Все усиленно стали над этим работать. Поэтому учителям пришлось внести определенные корректировки в свои подходы обучения. Но сегодня мы уже пришли к пониманию, что надо снова меняться. Сейчас учителя стали чаще работать с детьми в группах, стараются каждую школьную тему связывать с реальной жизнью, проводить связи с другими предметами, выходить на применение полученных ребенком знаний в быту. И ведь тогда совсем иной интерес к предмету рождается!
Если наши учителя сегодня так начнут работать массово, а не только в специализированных школах, то в будущем это не будет для нас новшеством, а станет нормой. Надо сказать, что во всем мире исследованиям PISA уделяется большое внимание. И оно обсуждается не только на уровне министерств образования, но и в семьях, так же страстно, как и футбольные матчи. Ведь речь идет о том, насколько та или иная страна обеспечивает своим гражданам конкурентоспособное образование, то есть будущее. У нас же пока массовый интерес только к ЕНТ. Но, я думаю, совсем скоро мы свои ориентиры поменяем.