Предприятия бумажной промышленности страны бьют тревогу: из-за отсутствия вторсырья они на грани банкротства. Лисаковское ТОО «ЛисБум.kz» было вынуждено остановить производство.
Мы остаёмся ни с чем
Лисаковское ТОО выпускает бумагу в рулонах. В день нашего приезда специальная прессованная макулатура сюда поступила, но ее едва хватило на сутки.
– Чтобы запустить производство, нам нужно 20-30 тонн сырья ежедневно. Когда оно приходит – запускаем машины, нет – стоим. Такой режим приводит к износу оборудования, – говорит директор Даулет Есупов.
Нет макулатуры – нет работы. На производстве здесь вообще-то три смены – около 40 человек. Сегодня «ЛисБум.kz» делает всё возможное, чтобы при деле оставить хотя бы половину.
– Мы готовили кадры, и из-за простоя терять их не хочется. Обучать новых – очень непросто. Поэтому, когда нет работы, начинаем в цеху ремонт, модернизацию, – поясняет Есупов. – Пик кризиса пришелся на ноябрь-декабрь прошлого года. Такого еще никогда не было. Я слежу за статистикой. Аналитики предупреждали, что вступление в ЕврАзЭС отразится на нашей стране. Так оно и получается – все проблемы России бьют по Казахстану бумерангом. Узбекистан скупает сырье в южных регионах Казахстана, а Россия – в северных, мы остаемся ни с чем.
Даулет Есупов родом из Караганды, в 2002 году открыл там цех по производству гофрокартона, и, чтобы не зависеть ни от кого, решил производить еще и сырье. Так в 2016 году бумагоделочная машина появилась в Лисаковске. Почему здесь? Тут есть газ, железнодорожная станция Тобол и недалеко Россия, куда он хочет наладить сбыт.
Круговорот ящиков
Без выпуска бумаги в рулонах никуда: все товары упаковываются в гофрокартон. Это самый дешевый, экологически чистый и легкий для транспортировки продукт. Лисаковчане делают тонкий картон и бумагу для копирования, она уходит на гофрозаводы, где потом из нее делают ящики. Ящики идут производителям продуктов, одежды, попадают в магазины, и в итоге возвращаются через сборщиков макулатуры обратно.
– Мы ищем сырье, но всё не так просто. Люди звонят, предлагают книги, газеты, но мы работаем только с проверенными поставщиками бурого картона, который приходит к нам запресованным и упакованным, – поясняет директор ТОО. – На днях я дал объявление о покупке макулатуры, так россияне сразу позвонили и попросили продать. Но мы не продаем, а, наоборот, ищем, где купить.
Надежда на запрет
Дело дошло до того, что Ассоциация упаковщиков Казахстана инициирует запрет на вывоз макулатуры за рубеж. Председатель правления Батырбек Аубакиров порталу Sputnik-Казахстан сообщил следующее:
– Из-за нехватки сырья предприятия начали останавливаться. О своей остановке сообщило костанайское ТОО «ЛисБум.kz» – это бывший лисаковский целлюлозно-бумажный комбинат. Еще три на грани закрытия, пять – в плачевном состоянии. Сырья нет, закончились даже остатки. Надеемся, в ближайшее время пройдет межведомственное заседание комиссии, на котором будет принято решение: ввести запрет на вывоз макулатуры за пределы страны. Если правительство не примет меры, ситуация будет только ухудшаться.
Как выяснилось, один запрет уже был, но просуществовал всего полгода – до апреля 2017 года. Согласно правилам, принятым в Евразийском экономическом союзе, одна из стран может вводить запреты на вывоз сырья, но не более чем на шесть месяцев. Правда, запрет допустимо продлевать, если это обосновано. В телефонном разговоре Батырбек Аубакиров сообщил нам, что решение должно было быть принято еще в марте. «Ситуация ухудшается с каждым днем. Мы написали два письма в адрес вице-премьер-министра. Заседание перенесли на 26 апреля. Будем ждать».
– Все мы ратуем за введение запрета, – говорит и Даулет Есупов. – Я не говорю, что такая поддержка должна быть постоянной, но пока не стабилизируется ситуация, эти меры необходимы. Нужно поддерживать свой бизнес. Мы продаем то, что сделано своими руками, а не то, что перекупили и снова продали. Пока ждем, ищем выходы и уповаем на философию: всё, что не убивает, делает нас сильнее.