Пятый год организации летнего отдыха для особенных детей костанайский общественный фонд «Перекресток» отмечает открытым обращением за помощью: спонсора в этом году нет, а государство так и не обратило внимание на проблему, которую Алексей Куликов уже несколько лет озвучивает на разных уровнях.
Мама, я поеду в «Хатико»?
Этот вопрос 15-летний Клим Притиск маме задавал уже несколько раз. Клим в «Хатико» с первого года его основания. «Еще в палатках жили тогда, – вспоминает Любовь Мироненко. – На второй год центр уже построили. Он замечательный!» Клим тоже так считает. Больше всего ему нравится преодолевать полосу препятствий. У мальчика ДЦП, но первый уровень он проходит. И очень гордится этим. А еще рад тому, что в «Хатико» он может пообщаться с друзьями, поиграть вместе.
Любовь Леонидовна рассказывает, что за пять дней они успевали получить столько впечатлений, что хватало на весь год зарядиться – свежий воздух, лес, игры, мини-тренинги для родителей, посиделки у костра, с печеной там же картошкой. Все это вызывает восторг у детей и у родителей. Персонал лагеря создает волшебную атмосферу.
Страх
«Хатико» – это единственная возможность для костанайских мам особенных детей вывезти ребенка на летний отдых.
– Дети с инвалидностью, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, на лето выезжают в детские лагеря. Это государство финансирует. А вот для детей, которых родители в интернат не отдают и воспитывают дома, государство летний отдых никак не организует, – говорит Наталья Колоскова, руководитель общественного объединения матерей детей-инвалидов «Радуга».
Наталья Николаевна приводит цифры, озвученные на одном из недавних совещаний: в 2017 году из 2720 детей-инвалидов в области всего 10 получили санаторно-курортное лечение. И это не потому, что родители не хотят. Они бы рады, но по госстандартам детям не положен сопровождающий при нахождении на санаторно-курортном лечении. Поэтому в индивидуальной программе назначений детям, которые не могут самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, даже не делают такое назначение.
– При этом я вас прошу не путать санаторно-курортное лечение и обычный летний отдых, которого особенные дети, растущие дома, вообще лишены на законодательном уровне, – говорит Наталья Николаевна. – У нас статистики даже толком нет по этому вопросу. Сор из избы не выносится: страх навредить имиджу страны больше, чем страх потерять ребенка.
Вместо министерства
– Я не хочу, чтобы это была жалостливая статья, – говорит Алексей Куликов, председатель ОФ «Перекресток». – Она должна начинаться с того, что в нашем государстве тема отдыха детей-инвалидов выпала и не поднимается. Ее нет, и всех это устраивает.
Алексей говорит так категорично, потому что тема болезненная. Для того чтобы убедить чиновников на разных уровнях в наличии проблемы, проделана огромная работа. Депутатов и прочих государственных мужей, к которым Куликов обращался, не счесть. Кипы формальных ответов пылятся на полках в ОФ. А толку нет.
– Мы уже провели социальное исследование, анкетирование, нанимали юриста, который сделал экспертизу, показали, где есть пробелы и где подзаконными актами можно внести изменения. Все это оформили, отправили во все инстанции. Можно сказать, сделали работу за министерство. И тишина. Что должно произойти, чтобы обратили внимание на это? Ко мне уже относятся настороженно – ко мне и к этой теме (кажется, к теме точно настороженно – при подготовке статьи мы пытались поговорить с начальником городского отдела занятости, но нам сказали, что все вопросы только в запросе. – Прим. авт.). Я хочу, чтобы мне в глаза сказали: «Алексей, ты не нужен области и работа твоя не нужна!» Но только если это скажут не чиновники, а родители, вот тогда я соглашусь, что не нужен.
Мама, я поеду в «Хатико»?
Это не случайное повторение заголовка. Это напоминание, что вопрос Клима остается открытым. Мама не посвящает его в проблемы. «Конечно, поедешь!» – говорит. И переживает. Если до этого года «Хатико» принимал детей благодаря постоянному спонсору, то в нынешнем году спонсор помочь уже не смог. Денег с родителей Алексей принципиально не берет. В соцсетях он обратился с открытым письмом к костанайским компаниям, предпринимателям и просто неравнодушным людям. Просит приобрести сто путевок в лето. Стоимость одной – 50 тысяч тенге на 5 дней (ребенок + сопровождающий). Десять уже купили. Осталось 90.
Куликов связывался с другими общественниками, которые лоббируют эту тему в Казахстане. Поскольку государственная линия провисает, надежда только на регионы. К примеру, в Актобе выделили 150 миллионов тенге на реконструкцию лагеря для детей с особенностями. Алексей отмечает, что на приеме у акима области он ранее по этому вопросу тоже был. НО ВСЕ РАВНО ОБРАЩАЕТСЯ К ПЕРВОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ. Если вдруг не сработает, то вот реквизиты. Вы тоже можете помочь.
Обращение
Уважаемый Архимед Бегежанович! Меня зовут Алексей Куликов. И я 17 лет работаю в области, служу обществу. В нашей области есть много детей, которые нуждаются в вашей поддержке. В нашей области есть дети, которые проводят дома все свое детство. Это сказывается на их дальнейшей адаптации во взрослой жизни. С нашей стороны мы сделали многое, чтобы частично решить проблемы эти детей: нашли деньги и построили центр, содержим его 5 лет, принимаем детей либо за свой счет, либо за счет спонсорских денег. И сегодня как никогда нам нужна ваша помощь. Нам бы очень хотелось, чтобы вы обратили внимание на эту проблему – и как руководитель области, и как неравнодушный человек раз и навсегда смогли закрыть этот вопрос для сотен детей. Надеюсь на ваше понимание!