Она призывает шведов есть мясо, утверждая, что оно не так страшно для здоровья, как о том трубят газеты. Она исследует крольчатину на предмет ее пользы для человеческого организма, за что нещадно критикуема коллегами. Она проводит смелые исследования, ломая все стереотипы шведского общества. Она – это профессор Упсальского университета сельскохозяйственных наук Галия ЗАМАРАТСКАЯ (на снимке), лекции которой недавно прошли «на ура» на аграрно- биологическом факультете КГУ.
Ешьте мясо, мужики
– Если коротко, то моя специализация – пища и то, как она влияет на здоровье, – говорит Галия. – Сегодня в Швеции молодежь тотально отказывается от мяса. Вегетарианство приобретает размах жизненной философии. Я ни в коем случае не пропагандирую мясо как альтернативу всему, но его включение в рацион необходимо. Что такое мясо? Это витамины группы В, железо, протеин, легко перевариваемые аминокислоты. Девочкам в период полового созревания необходимо железо, иначе грозит анемия. Протеин полезен для мужчин. Если уж есть мясо, как говорится, «религия не позволяет», тогда аминокислоты должны идти из бобовых, злаковых. Комбинируя их с белковыми продуктами, полученными из грибов, это так называемый кворн, можно создать некую альтернативу мясу. Но кворн – это все-таки не искусственное мясо. Были попытки изобрести синтетическое мясо в Великобритании, но гамбургер с ним по цене мог тягаться с самыми дорогими деликатесами.
В скандинавских странах не едят конину и крольчатину. Когда я начала исследовать кроличье мясо на предмет его пользы для человеческого организма, встретила непонимание со стороны коллег, даже критику. В Швеции существует культ рыбы. Любимая еда – сюрстрёмминг. Это консервированная квашенная сельдь. Каждый третий четверг августа в Швеции – праздник сюрстрёмминга. Вообще у нас очень много праздников, связанных с едой. В Швеции распространено лютеранство, посты в котором не подразумевают строгого отказа от определенных видов пищи.
Окошко не для слабонервных
Причина, по которой магистранты и докторанты, да и простые студенты, рвутся на лекции Галии Замаратской в том, что ее рассказы о реалиях европейской науки для них порой сродни романам Уэллса. К примеру, в Упсале создана модель человеческого пищевого тракта. С помощью этого устройства можно брать образцы перевариваемой пищи на любом уровне абсорбции и метаболизма. Трубочки, имитирующие желудочно-кишечный тракт, воссоздают полную картину того, как еда поступает в наш организм и, пардон, отправляется дальше.
Когда Галия рассказала студентам о том, что в лаборатории ее мужа, доктора Мартина Кницки, живет корова с окошечком для доступа в желудок, некоторым слабонервным студенткам становилось не очень хорошо. Но такова наука – тут не до сантиментов.
В семье Галии и Мартина за обедом стараются не говорить о работе. Очень стараются, но не получается. Мартин – фанатик отрасли, посвященной кормам для животных, Галия сейчас занята исследованием преимущества ржаного хлеба перед белым. Ржаной хлеб, говорит она, это потенциально действенный инструмент в борьбе с ожирением.
Между Швецией и Казахстаном...
...Хотелось бы сказать, нет большой разницы. Но это далеко не так. К примеру, там лошадь никак не ассоциируется с едой. Не то чтобы конь – священное животное, но у него своя социальная роль. Это такой же друг человека, как кошка или собака, партнер по спорту и отдыху. Поэтому, когда однажды в Швеции обнаружили конину в гамбургерах с говядиной, разразился грандиозный скандал. Первое место по употреблению у шведов занимает куриное мясо, за ним следует свинина, и только на третьем – говядина и баранина. По праздникам любят побаловаться олениной или лосятиной.
– Что такое шведский стол – знают все, – улыбается Галия. – Давайте я вам нарисую правильную шведскую тарелку. Половину в ней занимают фрукты и овощи, четвертинку – мясо и рыба, еще одну четвертинку – углеводы. Это, конечно, в идеале. Но что соблюдается неукоснительно, так это принцип «сладкое детям – раз в неделю». Есть даже такое понятие, как «субботние сладости». По приезде в Казахстан сразу же бросается в глаза то, что у вас сладкое повсюду.
Во время интервью на столе лежала большая коробка шоколадных конфет. Как и полагается, с нашим орнаментом, красивая и калорийная. Рука непроизвольно потянулась. Но тут же вспомнился принцип шведской тарелки.
– Ничего, – заметила мой взгляд Галия. – В Швеции, помимо субботних сладостей для детей, есть пятничный комфорт для взрослых. Едим пищу, которая не считается здоровой. Пиво, чипсы. Но только раз в неделю!
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА