Это сделал житель Костанайской области Сарсен Шупотаев. Три года он безрезультатно искал владельца Ордена Великой Отечественной войны. И на этой неделе передал его в музей.
Находка
Сарсен Шупотаев, преподаватель НВП в житикаринской школе №12, впервые увидел орден в 2015 году. Он был найден у наркомана. Тот объяснил, что нашел его на костанайской свалке. В базе данных украденных вещей награда не числилась, но Сарсен решил найти настоящего владельца. Он послал запрос в Центральный архив министерства обороны РФ. Ответ прояснил имя награжденного – Понасенков Петр Стефанович. Однако после этого вопросов стало еще больше. Петр Стефанович (1917 г.р.) оказался уроженцем Калининской области, Западнодвинского района. На момент 1985 года проживал в том же районе, в селе Борок. Как награда оказалась на свалке в Костанайской области?
Сарсен Шупотаев писал запросы в администрацию Тверской (Калининской) области с просьбой найти ветерана войны. Здесь обещали помочь, но и их поиски оказались безрезультатны. Даже родственников найти не удалось. На этой неделе Сарсен Шупотаев передал Орден Великой Отечественной войны в областной краеведческий музей. «КН» присутствовали при этом.
Предположение
– Мое предположение – Петр Стефанович мог приезжать к нам на Целину. Но вариантов, конечно, может быть много, – рассказал Сарсен.
– А почему вы так озаботились судьбой награды?
– Мой дед воевал, освобождал Украину. Одно дело – фильмы. Другое – рассказы родного человека. Такой страшной войны не было в истории и, надеюсь, не будет. Каждая награда стоит памяти – тем более такая почетная, как Орден Великой Отечественной войны.
Коробка из-под сахара
Орден тяжелый и холодный – выполнен из серебра 925 пробы. Есть в нем какая-то уверенность, основательность и даже угроза. Если кто-то держал в руках стрелковое оружие, тот поймет и впечатление от прикосновения к военной награде. В денежном эквиваленте Орден Великой Отечественной войны на черном рынке оценивается в среднем в 20000 тенге.
– Вам, наверное, нередко приносят награды в музей?
– Очень часто, – ответила главный хранитель музея, Ирина Тыштыкпаева. – Совсем недавно женщина принесла коробку с медалями. Рассказала, что они принадлежали мужу – он умер, а она одинока, родственников нет. Боится, что пропадут...
– Это грустная история.
– И коробка была из-под сахара от 1978 года. Мы еще удивились...
– Старшее поколение хранит даже незначительные предметы. Правильно или нет, но они это умеют, а мы, кажется, нет. И орден на свалке это символизирует.
Место для наград
Директор музея Умут Акимбаева поблагодарила Сарсена.
– Люди переезжают, уезжают – не всегда наградам есть место в семьях. Странно, но это жизнь. Звонят нам: взяли бы вы награды? Мы отвечаем: конечно! Здесь они не просто лежат, а рассказывают свою историю.
– Через них подрастающее поколение узнает о подвигах наших дедов, – добавил Сарсен.
– Да, их заслугу, их подвиг мы хотя бы отчасти и можем представить благодаря таким предметам. Хочу поблагодарить вас за ваши попытки найти награжденного, за то, что храните память.
– Жаль, что так и не удалось найти награжденного или его родственников, – вздохнул Сарсен. – Но это не помешает мне поклониться ему и сказать: «Спасибо за все, Петр Стефанович»...