Симбиоз отечественных машиностроителей и сельчан может способствовать решению важной проблемы, которая уже много лет стоит перед аграрным сектором страны.
Стареем…
Словосочетание «казахстанское содержание сельскохозяйственного машиностроения» прошло красной нитью на областном агросовещании. В нем приняли участие сенаторы Парламента РК Женис Нургалиев и Али Бектаев, представители министерства сельского хозяйства, машиностроители и, конечно, сельчане.
Тема актуальная, многие казахстанские хозяйства имеют устаревший технопарк. Директор КФ ТОО «Казахский НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства» Владимир Астафьев привел цифры: сегодня в стране более 150 тыс. тракторов, 42 тыс. зерноуборочных комбайнов, 16 тыс. жаток, 80 тыс. посевных комплексов и сеялок. Так вот, 80% этой техники эксплуатируется уже свыше 15 лет. И чтобы одновременно обновить этот парк, потребуется примерно 6 трлн тенге. Для нашей экономики это неподъемно. И даже для планомерной замены 12-15-летних машин ежегодно нужно расходовать не менее 400 млрд тенге. Аграриям удается направлять сюда всего лишь 80-100 млрд тенге. Отсюда и крайне низкие темпы обновления: по тракторам – 1,2%, по комбайнам – 2,8%, по сеялкам – менее 1%. А требуется хотя бы 7-8%.
Хорошая новость
Причины столь не радужной картины очевидны: высокая стоимость техники, особенно из дальнего зарубежья, и запчастей для нее. Но Минсельхоз предпринимает ряд мер, о чем рассказал его представитель Бахыт Ильясов. Он сообщил, что в этом году намерены возобновить программу субсидирования процентной ставки при приобретении аграриями техники и оборудования в лизинг. Если программа будет согласована в предложенном виде, то размер субсидирования составит 10%. Плюс планируется возвращать сельчанам до 25% затрат, которые они несут при покупке техники. Такое инвестиционное субсидирование сразу же пойдет на спецсчет лизинговой компании, и сельчанин не будет ломать голову над тем, как найти деньги для первого взноса.
Эта новость порадовала участников совещания. Но какую технику они станут приобретать?
Есть два варианта
Или покупать технику за рубежом, или производить ее в нашей стране. Второй более приемлем – в этом случае будет снижена стоимость техники, и гораздо легче будет решен вопрос с запчастями. Как заметил Астафьев: и задел в стране есть. В Акмолинской области делают зерноуборочные комбайны и кормозаготовительную технику, в Павлодарской – опрыскиватели и машины первичной переработки, в Северо-Казахстанской у заводов огромный потенциал по выпуску сельхозтехники. Ну а наша, Костанайская область, хорошо известна тем, что производит и зерноуборочные комбайны, и жатки, и сеялки, и опрыскиватели, и почвообрабатывающую технику, и кормозаготовительную, и зерноочистительную.
Владимир Леонидович привел ряд примеров, когда отечественная сельхозтехника, в частности, производимая на нашем экспериментальном заводе КФ ТОО «КазНИИМЭСХ», оказалась куда выгодней сельчанам, чем приобретенная за рубежом.
И вот тут невольно вспоминается недавний круглый стол, который прошел в столице. Там тоже обсуждалось техническое оснащение АПК. Когда речь зашла о зарубежной технике, один аграрий сказал, мол, а не лучше ли развивать свое производство и поддерживать тех, кто работает здесь, чем выводить деньги из страны и платить иностранным рабочим? Между прочим, Россия покрывает свой рынок сельхозмашин собственным производством на 50%, Узбекистан – на 80%, Белоруссия – на 90%. В Казахстане этот показатель пока не более 15%. Есть над чем поработать.
Что можем?
Костанайские аграрии двумя руками за отечественное машиностроение, но они реалисты. Как сказал учредитель ТОО «АГФ Каркын» Сайран Буканов, не надо надеяться, что наши отечественные комбайны сумеют уже в ближайшее время полноценно заменить импортные машины. Путь к такой цели долгий. Ну а пока, говорит Сайран Балкенович, нашим заводам необходимо производить почвообрабатывающие орудия и расходные материалы для сельхозтехники.
С этим согласен и директор ТОО «Алтынсарино» Борис Князев. Кстати, в его хозяйстве работает свыше 50 единиц почвообрабатывающей техники, произведенной на костанайском заводе. Причем агрегаты созданы с учетом пожеланий заказчика, полностью адаптированы к условиям конкретного хозяйства. И это, считает Борис Павлович, огромный плюс в работе костанайских машиностроителей.
Словом, у отечественного сельхозмашиностроения есть реальные возможности для развития. Главное, чтобы оно шло не стихийно, а по разработанной стратегии.