Жазит Каримович Кудайкулов, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет, встречая гостей в сезон посадки деревьев, предлагал им оставить след в истории села Карабатыр Камыстинского района. Саженец хорошей породы, лопата, лейка – так в разные годы, руками знатных людей, был обустроен сельский сквер.
Выросли и окрепли
Надо побывать в Карабатыре, чтобы увидеть именные таблички возле деревьев: там есть питомцы Касымжомарта Токаева, Умирзака Шукеева, Сергея Кулагина и многих других известных лиц. В Карабатыре бывали политики, артисты, писатели, общественные деятели. Приезжали из любознательности, кто за впечатлениями, кто за опытом. И навсегда запоминали кажущуюся с непривычки бесконечной дорогу в камыстинский оазис с верблюдами, страусами, фазанами, фонтанами. А более всего впечатывался в память хозяин, а если точнее, автор этой уникальной природно-экономической композиции, названной агрофирмой «Карабатыр».
Нас нередко спрашивают: как живут здесь люди без Жазита Каримовича? Остались ли на месте достопримечательности, которые он группировал по собственным критериям? Начнем с деревьев: они выросли и окрепли. Деревья могут жить очень долго, продлевая память о людях. Пять лет с нами нет Жазита Каримовича, но о нем очень многое напоминает.
Актуальные эксперименты
«Костанайские новости» довольно часто писали и о Карабатыре, и о Жазите Кудайкулове. Информационный повод всегда находился. Сельскохозяйственное предприятие, которое он первым в Казахстане сделал частным - с согласия коллектива, старейшин, общественности, – должно было выделяться среди других только с лучшей стороны. Кудайкулов так считал и активно воплощал в жизнь интересные идеи. Искал ниши, которые приносили доходы, рабочие места, и тем самым укрепляли экономическую базу предприятия. Идей хватало.
Одно из самых ярких начал в характере Кудайкулова – творческое. Заурядность, серость его никогда не привлекали. К примеру, теперь уже мало кто помнит, как в Карабатыре появилась звероферма для выращивания песцов и так называемой «чернобурки». Красота и дороговизна меха этих зверьков сулили на тот момент солидную прибавку к общим доходам агрофирмы. Жазит Каримович не упускал возможности экспериментировать, но умел реально оценивать вложение средств и отдачу. Он был рыночником, одним из первых в Казахстане. Именно поэтому Кудайкулов показывал всей стране, что поиск должен стать отличительной чертой бизнеса.
Методом проб и определенной доли ошибок он призывал коллег идти к положительному результату. Агрофирма «Карабатыр» никогда не снижала долю зернового производства и традиционного животноводства – мясного скотоводства и коневодства. Но здесь были и другие фермы: кроме звериной – верблюжья, страусиная. Когда журналисты со всей страны ехали смотреть, что производит Кудайкулов, то их больше интересовали не традиционные, а, наоборот, инновационные проекты.
Вспоминается, как Касымжомарта Токаева, в то время премьер-министра РК, сопровождали в Карабатыр два больших автобуса с журналистами – республиканскими газетчиками и телевизионщиками. Никто специально их не приглашал, что называется, «увязались» за Токаевым. В Карабатыре им всем очень понравилось: с камерами, с диктофонами ничего без внимания не оставили. Страусы были гвоздем программы. Каждое страусиное яйцо пробовали чуть ли не на зуб. Жазит Каримович на всю эту суету смотрел добродушно и весело. Он любил удивляться и удивлять.
Монголия – Карабатыр
К тому времени, когда агрофирма становилась на новые рельсы хозяйствования, разведение и особенно доение верблюдов в наших степях было хорошо забытой отраслью. В Карабатыр народные знания и умения вернулись благодаря оралманам. Не ради этого, конечно, Кудайкулов перевез десятки семей этнических казахов из Монголии в свое родное село. Это была государственная программа, озвученная главой государства, поддержанная правительством финансово. Но нельзя сказать, что ее удачно реализовали всюду. Кудайкулов был одним из тех, кто взялся за этот проект с прицелом на долгосрочную перспективу.
Он отправил КамАЗы в Монголию и поехал туда сам. Рассказал о Казахстане, об агрофирме. Можно себе представить, с каким уважением его там слушали. Жазит Каримович был исполнен харизмы: глаза его всегда горели, риторика была пламенной. В свое время он был партийным вожаком, умел повести за собой. А кроме того, он всегда хорошо знал, чего хотят простые люди. Они хотят стабильности, работы, заработка, благополучия детям. Все это в Карабатыре для оралманов было создано. В школе появились казахские классы, учителя, в том числе из оралманов. Возродились традиционные ремесла, и даже моральные качества местного населения стали выше.
Жазит Каримович рассказывал, как с открытием мечети, с участием имама, в селе все меньше становилось любителей спиртного. Оралманы в Карабатыре живут и сегодня. Они хорошо устроены, им есть чем заняться, они – полноценные граждане Казахстана. Уже выросли их дети – Карабатыр стал для них родным домом. Сохранили здесь и верблюжью ферму.
Вклад в историю
Социальная и общественная деятельность Кудайкулова неразделима с хозяйственной работой. В свое время его «на ура» выбрали главой ЦК профсоюза работников АПК. В профсоюз он пришел со всей своей мощной энергией, со своими связями и опять же идеями. Хотя было явное противоречие: крупный собственник и профсоюзный деятель в одном лице как-то не увязывались. Но это если бы за дело взялся кто-то другой. А Кудайкулов даже пленум ЦК провел на территории агрофирмы «Карабатыр» - приехали туда профсоюзные делегации всех областей республики. И говорили там не о собственности, а о возрождении села в целом и восстановлении профсоюзных организаций на селе, которые должны были способствовать защищенности сельчан от произвола и повышать их социальную активность.
Жазит Каримович проникся профсоюзным движением всерьез и надолго. Он наработал солидные международные связи, изучил мировой опыт. Это было в его стиле. Личность Кудайкулова не была одномерной, а историю он воспринимал не отдельными кусками, а в ее полноводном течении: что было, то было.
По этому принципу создавался и сельский музей в Карабатыре, где можно увидеть кресло, в котором сидел Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана, как всем было известно, высоко ценил Жазита Кудайкулова. В другой экспозиции музея помещались портреты Ленина и Сталина. В селе по-прежнему стоят памятники Ворошилову и опять же Ленину, бюсты Д. Кунаева, К. Сатпаева, М. Ауэзова, Толе бия, Казбек бия, Айтике бия. По-прежнему величественно выглядит скульптура воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной.
Когда все это создавалось, Кудайкулов учредил местный ОМОН, чтобы никто не разрушал созданное, чтобы сельчане чувствовали в безопасности себя и свое имущество. ОМОН продолжает выполнять свои функции и сегодня.
Семья
Жазит Каримович не успел осуществить все задуманное. Но оставил крепкую, дружную семью, потомков, которые продолжают его проекты, чтят его жизненные установки. Во главе агрофирмы «Карабатыр» сегодня – старший сын, Марат Жазитович. По оценкам коллег-аграрников, он отлично ведет производство, поля агрофирмы находятся в идеальном состоянии. Все социальные объекты, которые поднимал отец, Марат Кудайкулов сохранил. А в декабре 2017 года в Карабатыре был сдан в эксплуатацию новый Дом культуры, где есть кинотеатр, актовый зал, помещения для кружковой работы. ДК построен на собственные средства агрофирмы.
Дочь, Гульвира Жазитовна, открыла современный гостиничный бизнес в Костанае – комплекс «Глория». Он быстро набирает популярность, гости региона зачастую отдают «Глории» свои симпатии.
Младший сын, Даулет Жазитович, занимается бизнесом в Астане.
Читатели «КН» задаются и вопросом: «Как Зоя?» Так, по-русски, нередко называли супругу Жазита Каримовича, Жумакуль Анапьяновну. Она сохраняет свое обаяние, приветливость и доброту. Всецело посвятила себя внукам. Самый младший из внуков, долгожданный в семье Марата Жазитовича, родился вскоре после того, как знаменитого дедушки не стало. Жазит Каримович ушел 22 сентября 2013 года, а внук Мансур родился 4 октября того же года. Ему скоро 5 лет и родственники считают, что Мансуру многое передалось от деда. Он очень любит встречать гостей, общительный, открытый человек и, как дедушка, он уже показывает живой, энергичный характер.
Внук Жаслан поступает учиться в университет в Англии. Старшие внучки, дочери Марата, Дария и Нурия, учатся в школе, увлекаются музыкой и танцами. Дочь Даулета – Зейнеп - учится в университете, а сын Дамир – в школе. Каждому из потомков важно, чтобы дедушка оставался в их жизни примером для подражания.
Почтить память
16 мая семья Кудайкуловых приглашала гостей на обед – в Костанае памятное мероприятие прошло в комплексе «Глория». Коллеги, друзья, родственники вспоминали Жазита Каримовича. Каким он был при жизни, и каким остался в памяти людей. Он заслужил признательность не только от своих потомков, но и от общества.