80 лет – возраст мудрецов. Тех, за кем общество признало моральное право быть выслушанными и понятыми. Из своих восьмидесяти, которые завтра исполнятся Ризвану Магзумовичу Муртазину, он четыре года работал директором совхоза. Это был его трамплин в карьере, бесценный опыт работы во главе коллектива и взаимодействия с каждым, кто в нем был.
«А не от каких-то других обстоятельств»
Наш коллега Булат Ережепов в книгу «Журналист меняет профессию» включил статью «Тихий месяц март», опубликованную в «Ленинском пути» (ныне «Костанайские новости»). Статью о том, как работал директором в совхозе «Прогресс» Джетыгаринского района. Это тот самый совхоз, который четыре года возглавлял Муртазин, а Ережепову дали возможность вжиться в директорскую роль на месяц. Штатным директором тогда был Александр Приказюк.
И вот что писал Булат Ережепов: «Дорога в «Прогресс» тридцать километров радует асфальтом. Но за Милютинкой мечта шофера кончается, символизируя этим в определенной степени и заботу о джетыгаринской глубинке, и куцые возможности края. Соседи у «Прогресса» – хозяйства не из лучших. Отпочковавшийся от них восемнадцать лет назад «Прогресс» выглядит намного свежее. Прежде всего, в финансовом отношении...». Я выделила бы одно предложение в этой статье, не потерявшее актуальность и сегодня: «Решение стратегических вопросов зависит целиком от руководителя, а не от каких-то других обстоятельств».
С Ризваном Магзумовичем мы разговаривали по телефону и виделись воочию. Таких мужчин встретишь нечасто, если иметь в виду «отношение» внешнего вида к возрасту. Он моложав, бодр, анализирует масштабно. Его можно взять за эталон: учишься, работаешь, созидаешь – и только потом, на высокой ноте, встречаешь свои 80 лет. И не в качестве домоседа-пенсионера, а членом общественного совета при акиме Житикаринского района. Таков Ризван Муртазин сегодня. А каким он был вчера?
Учи язык
Окончил Челябинский институт механизации и автоматизации сельского хозяйства. Направление получил в Восточно-Казахстанскую область (ВКО), в Зайсанский район. Здесь молодой специалист осознал, насколько велик и разнолик Казахстан. Одно дело – Джетыгаринский район Кустанайской области, тесно прижатый к российским границам. Другое – район Зайсанский. К примеру, на 1 января 2016 года 96,93 процента от общего населения – казахи. Русских – чуть более двух процентов. Такое этническое соотношение там во все времена.
В овцесовхозе «Каратальский», куда Ризвана Муртазина назначили заведующим МТМ, все делопроизводство велось на казахском языке. В школе во всех классах преподавали на казахском. Язык знали немногочисленные славяне. А Ризван, казах, родным языком не владел.
Тот период своей жизни он считает особенным, поучительным, никогда не забывает о нем упомянуть. Здесь ему сказали: «Учи казахский!». Уговаривать никто не собирался. Более того, парторг усложнил задачу: поручил вести уроки в средней школе. Не было преподавателя технической дисциплины, поэтому выбор пал на новичка с нужным дипломом. Ризван Магзумович сначала не расставался со словарем, а потом почувствовал, как родной язык становится по-настоящему родным.
Лирика с экономикой
Все, у кого я спрашивала о Муртазине, начинали с того, что он очень грамотный, эрудированный, талантливый человек, одарен музыкально и литературно. Если не знать, что он бывший директор совхоза, а потом и глава района – можно подумать, что речь идет об учителе, о культурном деятеле. Ризван Магзумович удачно соединил в своей личности лирику с экономикой, точнее, экономику с лирикой, так как первенство он всегда отдавал производству.
– Ризвана Магзумовича я знаю с 1976 года, – рассказал Александр Нагайцев, кандидат экономических наук, в 1995-2005 годах – глава администрации, аким Денисовского района. – Я был самым молодым специалистом в областном производственном управлении сельского хозяйства, работал в управлении механизации – мне сейчас 68, ему – 80. Он – тоже технарь. По долгу службы мы общались довольно часто. Первое впечатление: это неординарный человек. Я сразу обратил внимание, как он умеет сплотить людей, прежде всего, инженерно-техническую службу. Это было непросто. Его коллеги и те, кто работал под его началом, были разными людьми – и по профессиональному уровню, и по личным качествам. Но он находил какой-то общий стержень, что и помогало потом вместе работать. Я знал хорошо его семью – супругу, детей. Гостиниц в глубинке не было, в командировках размещаешься у тех, кого знаешь. Он рос на моих глазах, если говорить о карьере. Мы и сейчас, став пенсионерами, дружим, как бывшие коллеги и как настоящие товарищи. Если у меня есть проблема, он воспринимает ее, как свою. Дружба для него – не пустой звук
С победным настроем
В 1978 году Ризвану Муртазину исполнилось 40 лет. Уже 15 лет прошло, как он вернулся в Джетыгаринский район. Родители, целинная эпопея с ее впечатляющими результатами – это были его стимулы рваться домой, в Кустанайскую область.
Ризвана хорошо приняли, пригласили работать в районное управление сельского хозяйства инженером. Его специальность была в почете – в годы целины технический парк района и области в целом шагнул далеко вперед. Прогресс наблюдался в строительстве, в социальной сфере, в кадровой политике.
В первый же целинный год в район поступило 80 новых тракторов, 30 зерноуборочных комбайнов, полсотни грузовых автомобилей. Такие сведения можно найти в книге «Очерки истории Житикаринского района» (2000 г. Житикара, авторы И. Д. и С.И. Пшеничные). Идея книги принадлежит именно Муртазину, в то время руководителю района.
– Целина Казахстану дала великую поддержку, – говорит Ризван Магзумович. – Сегодня мы называли бы огромными инвестициями те вложения, которые союзное правительство направило в Казахстан. На селе шла грандиозная работа, использовался научный подход в земледелии, от руководства и специалистов совхозов стали требовать соблюдения севооборотов. Нам выпало счастье участвовать в этом грандиозном проекте, вносить лепту в общее дело. Сам я был идейным человеком, стремился приносить пользу родной земле, брался за порученное дело с оптимизмом, с победным настроем...
Таким его воспринимали и вышестоящие инстанции. В том, что Муртазин будет хорошим директором совхоза, никто не сомневался. Выше мы упоминали, что совхоз «Прогресс» выгодно отличался от соседей. А 1978 год, когда сорокалетний Ризван Муртазин стал во главе совхоза, советским людям запомнился годом начала затяжной афганской войны.
СССР еще сохранял свою мощь. Это второе (после США) государство по уровню ВВП, 20-процентная доля в мировой экономике. Но мы отставали в технологиях, нам не хватало товаров народного потребления, у нас был примитивный сервис. И АПК функционировал недостаточно эффективно. В сельском хозяйстве, как утверждают нынешние исследователи, преобладали экстенсивные методы: в животноводстве росло поголовье, в растениеводстве пахали все больше, но конечный результат уже не впечатлял.
Между тем не за горами была перестройка, старт рыночной экономики. Муртазин попал в самый эпицентр перемен, будучи главой Джетыгаринского района. Начинал как первый секретарь райкома – уходил районным акимом. Конечно, суть не в названии должности, а в том, что Ризван Магзумович очень хотел, чтобы в новых экономических условиях жизнь людей реально улучшалась.
Курс на партнерство
В начале 90-х в районе было зарегистрировано 160 субъектов с негосударственной формой собственности, в том числе 24 крестьянских хозяйства, 96 малых предприятий, 39 кооперативов. В то же время более 700 человек в 92-м обратились в местный Центр занятости. Заметим, что неработающие трудоспособные люди у бывших советских руководителей вызывали большую озабоченность. К безработным привыкать не хотели.
Муртазин с активом района мотался по командировкам, чтобы привезти в район инвесторов, проекты, материалы, дать работу молодым. В мае 92-го вместе с директором Львовской опытной станции Б.Дандыбаевым и председателем ассоциации малых предприятий Р.Биктимировым отправились в Китай. Там попытались решить вопрос о поставке в Житикару оборудования для производства техники. Как говорит Багытур Дандыбаев, мобильность – одно из важных качеств Муртазина. Плюс – умение находить общий язык с партнерами как за пределами района, так и в его границах.
Разносторонние контакты с российскими соседями Муртазин сохранил по сей день. В Челябинской области, к примеру, его называют почетным гостем, приглашают на многие мероприятия. Он – посол доброй воли и открытой души. Таким он был и во главе района. Доверительные отношения с пионерами бизнеса помогали открывать новые цеха в хозяйствах, в том числе мельницы, маслобойки, колбасные и макаронные производства. Бизнес получал доходы, население – продукты питания. При этом у акима было немало и стратегических идей.
Как пишут Пшеничные в «Очерках», благодаря партнерским отношениям с «Мангыстаумунайгаз», НПЗ напрямую поставлял топливо хозяйствам района. Туда отправляли муку, зерноотходы – сюда приходили ГСМ. Стороны готовились открыть филиал компании в Житикаре, но бурные процессы приватизации в нефтяной отрасли помешали это сделать. Муртазин деятельно мечтал о газификации района.
Мечта отчасти стала явью. Магистральный газопровод «Бухара-Урал» уже в середине девяностых мог давать голубое топливо и камыстинцам, и житикаринцам. Коммуникации были проложены к совхозам «Пригородный», «Большевик», к Львовской опытной станции и мясокомбинату. Оживление в связи с этим было огромным, люди хотели газовое отопление, думали, что все только начинается.
Осуществить проект помешали финансовые проблемы. В то же время он не был бесполезным – во-первых, газ в эти края все-таки дали, хотя и не в тех масштабах, а, во-вторых, все увидели преимущество и реальность сотрудничества между республиками. А это было очень важно – сохранить связи, экономический потенциал в настоящем и будущем.
Здесь можно было бы рассказать историю Житикаринского элеватора, который должен был служить местным товаропроизводителям, но как говорит Ризван Магзумович, элеватор вырвали у законных хозяев, и результаты этого сейчас видны невооруженным глазом. Однако рассказ о Ризване Муртазине мы закончим на позитивной ноте: местные жители официально признали его Почетным гражданином Житикаринского района, его уважают за смелость высказываний, за патриотизм и интернационализм. В нашей области очень многие справедливо считают его легендарным человеком.