Он пережил две депортации. Батрачил, но получил высшее образование. Оказался на лесоповале, но вернулся. Заслужил уважение и ордена. Звали его Отто ШУЛЬЦ(на снимке).
Первая депортация
В Первую мировую, на волне антинемецких настроений, Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Немецкую топонимию, широко представленную в Империи, стирали быстро, но этим дело не кончилось. Несмотря на патриотические заявления этнических немцев, готовность сражаться за Россию, их скоропалительно отселяли вглубь страны. Людей, переживших две депортации, сейчас не найти. В конце 80-х мне довелось познакомиться с Отто Шульцом, в судьбу которого вбиты и 1914-й, и 1941-й годы. Недавно я изучила его архивное дело.
Родился в 1908 году в Холмской губернии (Царство Польское в составе Российской империи). Родители работали учителями, в 14-м отца, Юлиуса Шульца, призвали на военную службу писарем, но вскоре как немца отстранили. Семьи российских немцев погрузили в неприспособленные вагоны, чтобы везти в Сибирь. Кто отказывался, объявляли шпионами. В автобиографии Шульц пишет, что по дороге им удалось «уклониться» в сторону Северного Кавказа.
Английский историк Питер Гатрелл в монографии «Вся империя ходуном» высказался так: «Добропорядочные и самостоятельные граждане в одночасье преобразились в скопище бродячего элемента». Отто Юльевич пытался понять государство и власть: война, враги, риски. Беды отдельного человека – мир параллельный.
На этот мир в дороге обрушилась холера. Заболела вся семья: мать, Наталья Фридриховна, ее братья Теодор и Бернгардт Шильберги, дети – Мария, Эдуард, Сигизмунд. Не заболел только Отто, поэтому ухаживал в вагоне за больными. Спустя годы врач, проверяющий его пригодность к армии, констатировал: «Будете жить сто лет…»
«Поработайте временно»
Шульцы поселились под Пятигорском. В 19-м году не стало отца, он был мобилизован ухаживать за больными в тифозных карантинах – медиков не хватало, набирали учителей – и заразился. Ухаживал за ним 11-летний Отто. Мальчика и эта эпидемия пощадила. Перед смертью отец поручил сына заботам брата матери Теодору Шильбергу. Тот относился к нему по-отечески, но материально обеспечить семью не мог.
Мать была уже не учительницей, а домработницей. Шульц обозначил годы, когда был батраком – они идут сплошной чередой. Но в школьной библиотеке не было ни одной не прочитанной им книги. Однако поступить в Новочеркасский политехнический институт даже с третьей попытки не удалось – плохо знал русский. В институт хлопка на Кавказе его приняли и с акцентом. Он стал работать младшим научным сотрудником в опытном хлопковом хозяйстве. Вывел новые сорта, получил направление на учебу в аспирантуру Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде. Но это был 37-й. Все руководство опытного хозяйства «вычистили», и Отто назначили главным агрономом.
– Поработаете временно, – пообещали ему. – Потом будете учиться. Должность, и правда, оказалась временной. Когда грянула война, он просился добровольцем на фронт. Но под датой 24 октября 1941 года Шульц пишет: «Как немец я был освобожден от должности и отправлен органами НКВД спецпереселенцем в Кустанайскую область…»
Новая жизнь
В селе Варваринка Тарановского района Отто с матерью поселились у одинокой русской старушки. Депортированные немцы помогли убрать богатый урожай 41-го года. В 42-м Отто забрали в трудармию. В северной Сосьве, упомянутой Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГе», он был лесорубом. 600 граммов хлеба тому, кто выполнил норму, половину пайки – кто не справился. Обещанные врачом сто лет жизни стремительно сокращались – он стал тяжело болеть. А в 46-м февральский пленум ЦК постановил: лица немецкой национальности с высшим сельскохозяйственным образованием направляются на работу в народное хозяйство.
С 46-го года все оставшиеся в живых Шульцы и их семьи жили в Большой Чураковке Убаганского (Алтынсаринского) района. Из Шильбергов осталась только мать Отто Юльевича. Ее братья бесследно исчезли в глубине уральских рудников.
Отто приехал 24 декабря 1946 года, в канун немецкого Рождества. Падали крупные хлопья снега, даря радость и обещая новую жизнь. В Убаганском районе он был первым человеком с высшим образованием. Вскоре его назначили главным агрономом Силантьевской МТС, а потом – одноименного совхоза. Самоотверженным трудом Отто Шульц заслужил огромное уважение, почет, два ордена Трудового Красного Знамени, звание заслуженного агронома Казахской ССР…