Международный валютный фонд (МВФ) на прошлой неделе официально вывел китайскую экономику на первое место в мире. По уровню ВВП, «пересчитанному в доллары по паритету покупательской способности», Китай обогнал США. Мы обратились к экспертам «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«На юге страны юань используют для дела»
Мираш ЖУМАШЕВ, директор КФ ГУ «Национальный банк Казахстана»:
– В Костанайской области юань пока не играет большой роли. Официально обменом у нас никто не занимается. Но в Алматы юани можно купить и продать. Бизнес, особенно челночный, часто завязан на китайской валюте. В то же время с 25 сентября 2014 года Биржевой совет КАSE (Казахстанской фондовой биржи. – Прим. авт.) решил допустить к обращению китайский юань как новый финансовый инструмент на рынке иностранных валют. Было торжественное открытие торгов валютной парой тенге/юань. Курс определился 29,61/29,63 тенге за один юань. По мнению финансистов, запуск биржевых торгов китайским юанем усилит и международную роль тенге, обеспечит расчеты на этом рынке в национальных валютах без посредничества доллара и евро. Это мнение специалистов, а реакция обывателя будет зависеть прежде всего от географии. На юге юань нужен для дела, поэтому там он в обороте давно.
«Мировое господство юаня пока не гарантировано»
Андрей КОВАЛЬ, начальник управления науки послевузовского образования КГУ, кандидат экономических наук:
– Свободно конвертируемые валюты представлены государствами с высоко развитой экономикой. Китай в это число до поры до времени не входил. Грубо говоря, валюта Китая находится под наблюдением мировых финансовых центров не такое длительное время, хотя в условиях кризиса юань показывает определенную стабильность. Но китайская валюта по-прежнему региональная. Нельзя считать ее мировой свободно конвертируемой. Даже Россия в ее сложном нынешнем положении в полном объеме не поддерживает, скажем так, претензий юаня. Что касается валового производства, то надо различать внутренний валовой продукт и национальный. Внутри государства США, может быть, сегодня производят меньше Китая, но по всему миру мощные транснациональные американские компании вряд ли уступают китайским. Как бы ни был богат Китай, но, учитывая численность населения этой страны, материальное благополучие каждого китайца остается под вопросом. И это так или иначе влияет на положение национальной валюты. Преждевременно отдавать ей господствующие позиции.
«Надо ли участвовать в разрушении устоев?»
Арсен КЕРИМБЕКОВ, независимый эксперт, г. Астана:
– Выводы МВФ можно воспринимать как сигнал, но нельзя быть и опрометчивыми. ВВП в Китае огромен, мы это и раньше знали, но доходы на душу населения значительно уступают не только США, но и, к примеру, Казахстану. Китай – страна, где разница между богатыми и бедными похожа на бездну. Это – фактор риска. Китай не информирует человечество о своих внутренних проблемах, но там кипят социальные страсти. А это может привести к столкновениям – почва для этого есть. В Китае сложная экологическая ситуация – и это тоже риск. Вал, который делают китайцы, далеко не идеальный вал. Пока Запад дает значительно больше качественной продукции, которая нужна рынку. При том что мир меняется, что геополитика давит на экономику, надо сохранять здоровый консерватизм и оптимизм. И может быть, не надо участвовать в разрушении устоев?