На сессии об эволюции морали в рамках Евразийского медиафорума в Астане яркими были высказывания российского общественного и политического деятеля, журналиста Ксении СОБЧАК. Приводим самые интересные.
Любить того, кого хочешь любить
– Нельзя сказать, что мораль крайне позитивна для человечества. Вспомним моего любимого философа Фридриха Ницше, который как раз считал, что мораль – это условности, призванные контролировать свободу человека, общепринятая социальная норма в тот или иной исторический отрезок на той или иной территории. Давайте не забывать, что не так давно, в средние века, морально было сжигать женщин за их красоту... Что женщина не так давно получила право иметь собственность, голосовать. Это тоже про мораль. Люди не могли развестись, потому что это считалось аморальным. Настолько они были не свободны: не могли быть, с кем хотят, любить, кого хотят. Или перестать любить.
Я считаю, прекрасно, что мы живем в эпоху, когда раздвигаем границы, приходим к тому, что никто не должен нас учить морали. Мы все разные, но равные. И в этом главная мораль. Есть законы, Уголовный кодекс, есть религиозные законы, законы человеческого общежития: не убий, не укради… Это и есть рамки, в которых мы живем. Всё остальное должны выстраивать сами – в семье, в обществе.
Антигуманно превращать это в карнавал
– Афроамериканцы прошли путь борьбы с традиционной моралью, и мы получили черного президента, людей, которые чувствуют себя свободными в своей стране. У нас же, если тебя изнасиловали, сама виновата. Вот мораль сегодняшнего дня. И пусть женщин сейчас не сжигают на кострах, но они всё равно осуждаются обществом. Мы должны сломать эту модель. Мужчина должен быть осторожнее, следить за своим словами, руками.
У меня маленький сын, и моя задача – воспитать его в ощущении того, что мужчины и женщины равны. Что реклама, которую он будет вынужден видеть по телевизору, где женщина всегда с порошком или ждет мужа с ужином, это неправильно. Родители могут готовить вместе. Нет мужских и женских функций. Есть равноправие в семье.
Харви Милк (американский политик и первый открытый гей, избранный на государственный пост) благодаря каминг-ауту (раскрытию) показал, что не стыдно, если ты рожден таким. Выйти и сказать: я гей, но такой же человек, как все вы – это пример бесстрашия в обществе. Это не пропаганда: делай, как я. Это как в случае с жертвами насилия: не бойся осуждения.
Сегодня эта борьба иногда разворачивается агрессивно в виде гей-парадов. Но это потому, что этим людям хочется почувствовать единение. Они не могут делать карьеру в некоторых странах мира, жениться. Поймите, жениться не значит на мужика надеть фату. Вспомните историю про Джанни Версаче и человека, который прожил с ним двадцать лет. Человек умирает, а его партнер не имеет никаких имущественных прав. Не имеет права навестить тебя в больнице, прийти в тюрьму на свидание. Почему мы лишаем этих людей возможности любить друг друга и быть родственниками? Антигуманно превращать это в карнавал и повод для насмешек.
Я всегда начинаю с себя
– Конечно, невозможно насильно сделать людей свободными. Если женщине нравится заниматься домашним хозяйством – это ее выбор. Если в исламе она готова быть одной из четырех жен – ее право. Но меня смущает в этих концепциях отсутствие осознанного выбора. Почему именно там, где есть приверженность традиционному укладу, религиозным моральным концептам, есть запрет на знания о другой жизни? Сколько людей осталось бы в закрытом исламском государстве, если бы женщина имела право на образование, возможность быть единственной любимой женой? Сколько бы людей осталось в Северной Корее, если бы они знали, как можно жить в Южной?
Я не выступаю за то, чтобы либеральные ценности объяли весь мир. Я за свободу выбора каждого человека. А пока, если ты рожден в определенной точке мира, эта точка определяет всю твою судьбу. Люди не знают другой жизни.
Соглашусь с фразой «Хочешь изменить мир – начни с себя». И я всегда начинаю с себя. Сегодня за мной следят более шести миллионов человек в соцсетях. Видя мои отношения с мужем, как я пытаюсь балансировать между работой и семьей, как можно не бояться агрессии, которую испытала на себе в ходе выборов, молоденькие девочки будут думать не только о том, как удовлетворить демографическую политику, но и о других путях. Что надо работать, строить карьеру. Не зависеть от общественного мнения. И в этом я могу помочь только собственным примером.