Евросоюз считается краеугольным камнем стабильности и процветания. Однако в последнее время он сталкивается с рядом политических и экономических вызовов: брексит, потоки мигрантов, повышенная угроза терроризма...
Все чаще обсуждается будущая форма и характер Союза. Сторонники европейского проекта озабочены тем, что некоторые составляющие интеграции могут быть приостановлены или отменены. Другие же заявляют: кризисы могут стать толчком к реформам, способствовать дальнейшей интеграции. Что же ждет ЕС? Европейские эксперты на медиафоруме, который прошел в Казахстане, сошлись во мнении: дальнейшей интеграции не будет.
Дебора БЕРГАМИНИ, политический деятель, журналист, член Парламента Италии:
- Сейчас Европа смотрит внутрь себя, занята собой. Это хороший этап, возможность понять, куда двигаться дальше. Чего не хватает? Европейской мечты. Кризисы показали, что принципы солидарности, истинного единения народов Европы все еще не случились. Десять лет назад итальянцы были проевропейскими гражданами, сегодня — наименее. И тому есть причины. Дефицит демократии. Европарламент слаб. Свобода передвижения по Европе позволяла чувствовать себя европейцем, а сейчас и эта возможность ограничена из-за угрозы терроризма.
Италия приняла тысячи мигрантов. Каков результат? Итальянцы боятся, ставят под сомнение свою идентичность. Высокая безработица не отставляет перспектив для переселенцев. Из-за социальной обеспокоенности в Италии «расцвели» популистские партии и движения. Есть ощущение, что европарламент стоит спиной к людям. С одной стороны, в ЕС экономический рост (в прошлом году зафиксировано 2,5% роста). Безработица снижается. Вроде бы успех, но неудовлетворенность граждан растет. В Италии сегодня доходы ниже на 10 %, чем десять лет назад.
Рено ЖИРАР, обозреватель газеты «Фигаро», Франция:
- В Европе мир. Это первая хорошая новость. Вторая — еврозона работает. И три плохих. Институциональный сбой. Гражданин не чувствует себя частью Евросоюза, не считает себя защищенным. Нет политической воли в Европе. Сможет ли ЕС противиться США? Сегодня Европе нужны боссы. Двадцати восьми участникам Евросоюза трудно прийти к единому решению. Есть правило: чем крупнее союз, тем меньше интеграции, меньше глубины отношений и согласия.
Германия — хороший член Союза, придерживается правил соглашения принципов ЕС, в отличие от Франции, однако порой решает, не посоветовавшись с другими странами. Франции нужна дипломатия с Россией, мы должны вернуть эту страну в европейскую семью. Вместо этого следуем политике зигзага. В 2008 году приветствовали Асада на Елисейских полях, зная о его режиме, а потом резко поменяли позицию. С приходом Макрона политика Франции немного изменилась. Президент не верит, что смена правительств что-то может изменить. Война в Ливии — наша крупная ошибка. Сменили Муаммара Каддафи, а замены ему не было. Конечно, диктатура — плохо. Но есть ситуации хуже - анархия. И есть хуже анархии - гражданская война.
На мой взгляд, ЕС - самое блестящее дипломатическое достижение после Второй мировой войны. Союз объединяет бизнесы, юридические и политические системы, помогает менее богатым странам подтянуться до уровня богатых. Но дальнейшей интеграции не будет. Вспомните, какой ледяной была Ангела Меркель, когда Эмманюэлю Макрону вручили престижную премию имени Карла Великого. Она сказала, что у президента много шарма, но в его стране бардак. Тогда как все его предложения и идеи та же Германия оставляет без ответа.
Подготовила Людмила КРУГЛОВА
Фото с сайта eamedia.org