Странное, загадочное это место – разбросанное на несколько километров старинное мусульманское кладбище. Ни привычного ограждения по периметру, ни холмов. Только редкие камни под ногами да углубления в траве указывают на то, что здесь – человек. Уже без имени и памяти о себе, сам ставший землей.
Он был аулие
Только к одному надгробию, поваленному ветром времени, не заросла тропа. Люди шли сюда и шли с мольбой об исцелении, о вожделенном потомстве, об избавлении от венца безбрачия. Выцветшие и еще цветные платки, повязанные с надеждой – их тут целый клубок. Они лежат как невянущий букет в совершенно новой ограде из красного кирпича, которую воздвигли в знак уважения уроженцы этих мест братья Жалгасовы.
– На камне арабская вязь, – сообщил накануне один из братьев Батырхан. – Найти бы специалиста, чтобы прочитал, что там написано. Хочется узнать, кем он был, этот святой человек. Местные говорят, он был аулие (с арабского – «святой»).
И мы поехали в Денисовский район...
Выпускник Каирского университета арабист Сунэт Даумов проводит пальцами по полустертым буквам:
– Полумесяц и шестиконечная звезда. Такая звезда означает, что захоронение могло быть сделано до прихода большевиков. Пентаграмму стали чаще изображать уже при советской власти. Хотя, судя по вот этим арабским цифрам, чуть ниже указан год – 1925-й. Две строчки над звездой, безусловно, это «бисмилляхи рахмани рахим – во имя Аллаха, милостивого и милосердного» – фраза, с которой начинается каждая сура Корана. К сожалению, остальные строчки так стерлись, что потребуется немало времени и усилий для их расшифровки.
– Давайте подождем, когда солнце упадет на камень и буквы дадут тень, – предлагает наш фотокорреспондент Сергей Миронов.
Ожидание заняло не меньше часа. Тем временем местный старожил Мухтар Мустафин рассказал удивительный случай.
Исцеление
– Вон там раньше был наш родовой поселок Имановка. Когда село упразднили, мы перебрались в Покровку. В Имановке жила женщина, – поведал Мухтар Мустафин. – Однажды она безнадежно заболела, что-то с мозгом. Никто не мог ей помочь. И вот она пришла к этому камню, взяла отсюда платок, постирала и стала носить. И что вы думаете? Боль ее отпустила. Поехала в город на МРТ головного мозга. Врачи от удивления развели руками...
– В Житикаре жил известный баксы по имени Канат, – добавляет Марат Жалгасов. – Он никогда в этих местах не бывал. И вот ему приснился сон об этом месте. Баксы собрался и поехал. Нашел этот камень и сказал, что это место особенное. А оно и на самом деле такое. Здесь люди жизненной энергией заряжаются.
Солнце вышло из-за огромной свинцовой тучи и бросило лучи на памятник. Сергей оказался прав. Надпись стала более четкой.
Сунэт снова сел напротив старинной стелы и разглядел еще несколько букв:
– Здесь будто бы написано «арс», далее не разобрать. Это, скорее всего, часть имени. Может быть, Арыстан. Чуть ниже можно разглядеть буквы «к» и «р». Они образуют слог «кер».
– Кереит, – подсказывает Мухтар Мустафин. – В этой части кладбища похоронены представители рода кереит Младшего жуза. Жалгасовы из этого рода.
Первая версия расшифровки стала вырисовываться. Святой, который помогал людям при жизни и продолжает помогать до сих пор, был из рода кереит. В его имени был слог «арс». Вполне возможно, Арыстан. Ушел из жизни аулие в 1925 году.
– А где же дата рождения?
– Скорее всего, год рождения неизвестен, – считает Сунэт. – Старец родился в девятнадцатом веке, а в те времена у людей не было метрик.
Родная степь
В Имановке, упраздненной в 1999 году, и в Покровке, ныне здравствующей, многие люди практиковали лечение народными методами. Знаменитый среди местных Жакан-агай избавлял односельчан от позвоночных болей с помощью... камчи. Когда в 2000 году пришла пора прощаться с этим миром и Жакан-агаю, он повелел похоронить его в той части кладбища, где лежат представители рода кереит. Хотя сам кереитом не был. Теперь понятно, что целитель хотел лежать поближе к безымянному святому.
Славное, загадочное это место – разбросанное на несколько километров вокруг старинное мусульманское кладбище. И хотя нет уже Имановки, люди еще помнят все, что связано с этим поселком. Как жили, растили детей, как настигла село суровая эпоха развала...
Жили в селе депортированные с Кавказа немцы. Быстро с местным населением сдружились, сроднились. Бегали по улицам Имановки белокурые дети, чисто лопочущие на казахском. Выросли, многие сыграли свадьбы с местными жителями. И когда в 90-х засобирались на историческую родину, то потянулись в Германию не только немцы, но и казахи, русские, украинцы. Оказалось, что все между собой за десятки лет стали родственниками. И вмиг опустела деревня.
Они приезжают – полунемцы, полуказахи. Потому что эта земля, полная святынь, тянет к себе, издалека напоминает о своих просторах. Великая земля, в которой лежат они, наши безымянные святые.
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА