Житикаринец Валерий ЕРМАЧКОВ этой весной побывал в России на раскопках, которые идут на полях боев времен Великой Отечественной войны. Вернулся под впечатлением и с идеей.
которые передал в местный музей.
Задача и мечта
В свои семьдесят воин-афганец прыгает с парашютом, бегает на лыжах, а по утрам делает зарядку. В его житикаринской квартире повсюду необычные вещи: искусная сабля, буденовка, паколь (головной убор в Южной Азии). Всё это подарки друзей и сувениры, которые он привез из путешествий. На стенах множество фотографий, центральное место занимает коллаж с надписью «Боевую задачу выполнили!». Выполнил ее и Ермачков. А совсем недавно исполнил и свою мечту – побывал в поисковой экспедиции.
Право на могилу
Поисковых отрядов в Казахстане не так много, в нашей области нет вообще. Житикаринец побывал на раскопках в рядах отряда из Актюбинской области, который уже почти 30 лет поднимает останки фронтовиков. На этот раз экспедиция «Вахта памяти» держала путь в Великий Новгород.
– Я больше 20 лет возглавляю Союз ветеранов Афганистана и локальных войн АО «Костанайские минералы» и давно хотел сделать что-то важное в своей жизни, – объясняет Валерий Петрович. – В Новгородской области во время войны шли ожесточенные бои, и Советская армия потеряла десятки тысяч бойцов. Пик военных действий пришелся на конец 1942-го – начало 43-го года. Наши вели наступательную операцию. Из-за выпавшего снега не представлялось возможным произвести захоронение погибших, их оставляли. Саперная дивизия вернулась в июле 43-го. Пролежав зиму, весну и большую часть лета, тела разложились. У меня даже есть документы, подтверждающие, что было принято решение их не переносить. И вот уже 75 лет они так и лежат, присыпанные листьями и травой на глубине семи сантиметров. А ведь каждый солдат имеет право на могилу.
Трое суток в «ГАЗели» и еще два часа от деревни Парфино на гусеничных военных тягачах. Иначе не проехать: местность топкая, сырая.
– Условия тяжелейшие: сырость, в палатках мокро, даже телефоны отказывали. Природа, конечно, красивая: вокруг леса, видели бобров и даже медведей, но те, видимо, испугавшись взрывов (найденные снаряды обезвреживают там же. – Прим. ред.), убегали. 12 ночей мы там провели. Я вставал раньше всех, разводил костер, чтобы, проснувшись, ребята могли согреться и приняться за работу. Непросто это, раскапывать тела... Настраивался, представлял, что я врач. Но все равно пробивало на слезы...
В той экспедиции поисковики из Казахстана и России нашли 418 воинов. Как мы сообщали ранее, среди опознанных был и костанаец Максим Серый, 1917 года рождения.
«Я чувствовал свой долг»
Желание вступить в ряды поисковиков напрямую связано со службой Ермачкова. На его глазах погибали друзья, он знает, что чувствуют солдаты на поле боя. Эту школу дал Афган. Сами за себя говорят фотографии на стене: на одной он с афганскими и индусскими детьми, на другой – с автоматом, на третьей – в обнимку с сослуживцами.
– На раскопках я чувствовал свой долг. Афганистан всегда со мной. Ночами снится. Я служил с 1986 по 89-й годы в автомобильных войсках начальником автослужбы. Сопроводил в общей сложности сорок колонн. Практически вся война шла на дорогах. Поездки редко обходились без стрельбы. Помню, ночью 8 марта меня подняли по тревоге. В 20 километрах от Кабула подорвалась машина со сливочным маслом. 20 тонн. На всю армию. Это место там называли «зеленка». Потому что вплотную к дороге росли виноградники, и там было легче всего организовать засаду. Однажды не вернулось 19 человек. Солдаты ездили на щебеночный карьер, что на окраине Кабула. Всегда с оружием. А тут пообедали, искали оружейника, не нашли, решили, что, сколько раз ездили, ничего, и на этот раз обойдется. На узкой дороге их всех расстреляли...
Мы последними покидали Афганистан. В феврале 1989-го.
Еще мечта
В углу его комнаты стоят два рюкзака – основной и запасной парашюты. 15 лет назад Валерий Петрович решился и в первый раз в жизни прыгнул с высоты 800 метров. Теперь возрождает этот вид спорта в Житикаре. Каждый год с земляками ездит в Куртамышский авиационный клуб на Кургане. Говорит, 5 минут в воздухе дают огромный выброс адреналина и невероятные эмоции.
Есть у Ермачкова еще одна мечта – создать в нашей области поисковый отряд, но дело это затратное. Он составил список, что для этого нужно. Чтобы наши выезжали и помогали поднимать останки, опознавать их. Ведь там немало наших бойцов, казахстанских. В списке необходимого 22 позиции. Нужны спонсоры.