Основу национальной стратегии развития мясного животноводства составят фермерские хозяйства. Об этом сказал первый вице-министр сельского хозяйства Арман ЕВНИЕВ в Костанайском центре цифровизации «Парасат», где прошел обучающий семинар в новом формате.
Амбициозная и беспрецедентная
Эта встреча аграриев, представителей исполнительной власти и финансовых институтов сначала многих озадачила. Вместо обычного совещания тут была предложена деловая игра на основе имитации реальных ситуаций. Каждый мог сыграть свою роль во время достижения поставленных целей. По мнению вице-министра, такой формат – один из лучших инструментов для разрушения барьеров между предпринимателями и чиновниками.
Первый заместитель главы аграрного ведомства довольно откровенно высказался о новой концепции, разработанной для развития мясного производства. Эту программу, заметил он, называют амбициозной и в чем-то даже беспрецедентной. В программе говорится об увеличении производительности труда в АПК и экспорта перерабатываемой продукции как минимум в 2,5 раза. Да, это крайне сложно. Но такая планка, считает Евниев, вполне реальная. Просто надо оттолкнуться от слов Эйнштейна, который утверждал, что самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на другой результат. Вот и решили пойти другим путем. И начали с обучения аграриев.
В рамках стратегии
В 2018 году республиканский Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства на кредитование сельчанам выделит свыше 43 млрд тенге. Одна из новинок здесь – программа «Сыбага». Да, она давно известна, но сегодня предоставляет беспрецедентные условия по кредитованию – до 15 лет под 4% годовых с условием субсидирования. Сумма кредита – до 40 млн тенге на приобретение племенного КРС численностью до 100 голов.
Все это происходит в рамках Стратегии развития мясного животноводства на 2018-2027 годы, где делается упор на выращивание скота в промышленных масштабах, а затем переработку мяса и продажу его на экспорт. Понятно, что небольшие фермерские хозяйства, имеющие примерно 50-200 голов КРС, самостоятельно заниматься экспортом не смогут. Зато они могут выращивать молодняк, в котором сегодня крайне нуждаются крупные сельхозпредприятия, специализирующиеся на откорме скота. По сути, эти фермеры – основа стратегии. А чтобы им было комфортно, государство по линии холдинга «КазАгро» выдает выгодные кредиты на приобретение маточного поголовья и субсидирует буквально каждого бычка, который потом будет продан на экспорто-ориентированные откормплощадки.
По словам вице-министра, сельская семья, которая начнет по-настоящему заниматься мясным скотоводством и будет иметь не менее 50 голов КРС, ежегодно станет получать в среднем 4,5 млн тенге чистого дохода. То есть уже с минусом налогов и выплат при погашении кредита.
Авторская подоплека
Конечно, отраслевая программа не может существовать без крупных игроков. Имеются в виду промышленные откормплощадки, где вес бычков достигнет 600-700 кг, и мясокомбинаты, куда в итоге животных отправляют. В чем новизна стратегии? Отвечая на этот вопрос, Арман Евниев провел аналогию с событием, которое произошло более века назад в автомобильном производстве, когда Генри Форд создал сборочный конвейер. В нашей стране, подчеркнул вице-министр, строится огромный мясной конвейер, явным преимуществом которого является технология промышленного откорма. Она дает в среднем 2 кило среднесуточного привеса при довольно низкой себестоимости мяса.
Авторы программы не чиновники министерства, а бизнесмены-животноводы, поставщики, переработчики, транспортники и другие предприниматели. Именно они составили этот документ и заявили, что если дело будет организовано по их варианту, то появится смысл вкладывать сюда большие деньги. Особое внимание уделяется мясокомбинатам, где будут перерабатывать буквально всё – кости, кровь, кишечник и даже стекловидное тело глаза. Иными словами, от бычка останется лишь его последний вздох.
Примерно такое будущее казахстанского мясного скотоводства представляет новая стратегия развития. Ну а пока аграриев этому учат.