Гуляет цифра – пять тысяч разбойников, насильников и убийц выйдут на свободу. И хотя эта информация уже опровергнута (в части убийц и насильников), нашим гражданам надо знать, о чем, собственно, речь. На эту тему говорим с и. о. председателя судебной коллегии по уголовным делам Костанайского областного суда Клышпаем САЛЬМУХАМЕТОВЫМ.
– У Закона, который начал действовать 31 июля, длинное название: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных органов». Но он уже получил и сокращенное – закон о гуманизации.
– Красной нитью в нем действительно проходит гуманизация уголовного законодательства. Я работаю в судебной системе уже 25 лет и не помню из практики, чтобы в действующее законодательство вносилось сразу столько изменений. Если не считать принятия в 2014 году нового Уголовного кодекса. Теперь в УК внесли изменения в 262 статьи. Как уже озвучил Генеральный прокурор, они могут коснуться порядка пяти тысяч человек.
– Кого конкретно?
– Закон объемный, поэтому легче сказать, кого они не коснутся. Прежде всего тех, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие правонарушения. За сбыт наркотиков, убийства, разбои, религиозный экстремизм. Самое главное в новом законе – применение альтернативных мер наказания по тем статьям, по которым раньше они не применялись. Речь идет об ограничении свободы, общественных работах. Также предусмотрено сокращение размеров штрафов.
Вторая позиция – повышение размера ущерба для некоторых имущественных преступлений. Допустим, по статье «Мошенничество» крупным размером считался ущерб в 2 тысячи МРП. По новому закону – 4 тысячи МРП. Другими словами, если один человек мошенническими действиями нанес другому ущерб в 6 миллионов тенге, он привлекался к уголовной ответственности по части 4 ст.190 как причинивший ущерб в особо крупном размере. За что было предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. Теперь для этого ущерб должен превышать 9 миллионов тенге. А ущерб в 6 миллионов становится просто крупным размером, и наказание – до 7 лет.
Назову еще одну позицию. В качестве примера возьмем кражу. Когда у подсудимого имелись по делу лишь смягчающие обстоятельства и не было отягчающих, законодатель обязывал нас по преступлениям небольшой и средней тяжести назначать ему не более половины максимального срока, предусмотренного санкцией статьи. Но если по той же статье суды применяли ограничение свободы или исправительные работы, то на эти виды наказания такое требование не распространялось. Теперь распространяется.
– По новому закону снижен верхний порог лишения свободы по 36 составам. Что это значит?
– Например, была санкция от 5 до 10 лет. Теперь – от 5 до 8 лет. В некоторых случаях законодатель снизил и нижний предел. Например, такой вид наказания, как ограничение свободы, мог назначаться на срок от года до семи лет. Теперь нижний предел снижен до 6 месяцев. Это и есть гуманизация. Но повторюсь: это не касается лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, а также ряд тяжких, например, разбой.
– Людей испугала цифра – на свободу выйдут 5 тысяч человек...
– Первое: это прогноз. Второе – не все выйдут. Кому-то сократят срок наказания, кого-то переведут в другую колонию. И только тех, кто не представляет опасности для общества, выпустят на свободу. Предполагается, что из колонии максимальной безопасности (общего режима) многие уйдут в учреждение минимальной безопасности (колонию-поселение). Коснется гуманизация и тех, кто находится на пробационном контроле.
– Как все это будет на практике? У судов в этом процессе первая скрипка?
– Все дела, которые уже в суде, будут рассматриваться с учетом внесенных изменений в уголовное законодательство. Если суды первой инстанции рассмотрели дело в соответствии со старым законом, во второй инстанции областной суд будет обязан руководствоваться уже новым. Самая большая категория дел пойдет в суды по представлениям учреждений уголовно-исполнительной системы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров. В Уголовном кодексе есть статья 6 – обратная сила закона. Если новый закон улучшает положение осужденного, мы должны этой статьей руководствоваться. Так что в ближайшие шесть месяцев у нас действительно будет много работы.
– Европейские эксперты уже одобрили новый закон о гуманизации. Но ведь эта гуманизация не самоцель.
– Вы правы. Отпустить осужденного на волю – этого недостаточно. Его надо адаптировать, создать условия для возвращения в общество. Найти для него рабочее место. Иначе он вновь вернется в места лишения свободы.
– Генеральный прокурор республики заявил, что гуманизация – это оздоровление общества. Ведь, долго оставаясь в местах лишения свободы, человек набирается тех привычек и тех взглядов, которые ему были не свойственны. Вы с этим согласны?
– С этим утверждением тяжело спорить. За последние 10 лет в Казахстане число тюремного населения сильно сократилось. Сейчас в тюрьме и колониях отбывают наказание порядка 34 тысяч человек. На заре независимости нашего государства эта цифра была втрое выше.