Корреспондент «КН» побывал на московской выставке знаменитого японского художника Такаси МУРАКАМИ. За каждой улыбкой на его картинах боль и страдания. И наоборот.
Визитка
Такаси Мураками родился в 1962 году в Токио. Окончил местный университет искусств. В 1996 году открыл в Токио фабрику «Хиропон», на основе которой создал всемирно известную корпорацию, занимающуюся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников. Живет и работает одновременно в Токио и Нью-Йорке.
Картины Мураками – это прежде всего так называемая символика визуальности. Его персональные выставки прошли чуть ли не по всему миру, от Лос-Анджелеса до Парижа. Пришло время территории СНГ. Свой культпоход по постсоветскому пространству он начал с Москвы.
В поисках смысла
Выставка Мураками, которая проходила в московском музее современного искусства «Гараж», привлекла мое внимание необычным ажиотажем. Тем, что автор современный, а к нему выстраиваются такие же километровые очереди посетителей, как к Гогену или Пикассо. Казалось бы, на первый взгляд, веселенькое многоцветие, глазки, улыбочки. Лубок – просто, доступно, почти народное творчество. Ан нет. Оказывается, за каждым таким цветочком свой особый смысл. И я отправился его искать.
«Гараж» – это возможность дать каждой картине много воздуха, а каждому посетителю – время подумать, разгадать загадку художника. Последний, как истинный перфекционист, заполнил все залы по максимуму. Даже на фасаде «Гаража» – мерцающие фирменные черепа «Тайм Бокан», напоминающие ядерные грибы. А в окнах сплошь смеющиеся цветы. Даже, пардон, в туалете. Его стены, пол и потолок сплошь покрыты цветастым полотном. Раздолье для любителей селфи.
Первый шаг на выставку – и ты внутри динамично развивающегося сюжета. Среди первых персонажей – советская мозаика «Осень», сохранившаяся на огромной стене после реконструкции музея. На полотно добавили известного Мистера Доба. Получилось очень символично – контакт Японии и России. Он тянется языком, она – пальцем...
Обезболивающий эффект
По центру фойе полыхала золотом многометровая скульптура «Пламя желания». Кстати, если приглядеться, в нем уже плавились черепа. И здесь нужно знать, что все смеющиеся цветы, грибы, зайцы и рыбы с рожицами, мультяшные черепушки, ушастые и зубастые шарики – самый раскрученный бренд в современном мировом искусстве. Герои картин и скульптур Такаси Мураками стали частью массовой культуры, рекордсменами арт-рынка, любимцами крупных коллекционеров и рядовых посетителей. Хотя некоторые критики упрекают Мураками в излишней развлекательности, однообразии, беззастенчивости заимствований из манги и аниме, отсутствии критического взгляда.
На этой выставке организаторы постарались показать всё творчество Мураками, во всей технически изощренной живописи. Есть даже... детская горка, спускающаяся из пасти огромного скульптурного Мистера Доба. Как пример того, что то, что в европейской культуре воспринимается как инфантильность, в японской имеет вполне взрослые черты.
В своем творчестве Мураками объединяет традиции Востока и Запада. Исследует особенности национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между высоким и низким, элитарным и массовым.
Центральная экспозиция – «Малыш и Толстяк». Так назывались атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года. О событии, унесшем сотни тысяч жизней, повлиявшем на массовое сознание и культуру японцев, напоминают фото из музея в Хиросиме. Но куда более удивительным оно оказывается в интерпретации Мураками. Он показал, как эта трагедия породила шквал причудливых образов, напоминающих мутантов, а катастрофа на разные лады перешла в искусство аниме. Художник попытался трансформировать ужасное в прекрасное, а трагедию в сказку. Его работы будто призваны произвести обезболивающий эффект. И судя по успеху далеко за пределами Японии, Мураками это удалось.