Перед стартом нового сезона о планах одного из самых крупных творческих коллективов Костанайской области говорим с худруком и главным дирижером оркестра казахских народных инструментов Назымбеком МОЛДАХМЕТОВЫМ. Он, кстати, вошел в областной проект «100 новых лиц».
- Оркестр — это как отдельное государство. Со своими устоями, правилами. Непросто быть главой такого «государства»?
- Тому, кто работает сольно, проще. Отвечаешь только за себя. А здесь за всех.
- Хотя с обывательской точки зрения всё просто: вышел на сцену, повернулся к зрителю спиной, взмахнул дирижерской палочкой, и всё само собой заиграло...
- За каждым таким выходом стоит большая работа. Репетиции, подбор репертуара, индивидуальное прослушивание, удачное сочетание инструментов и так далее.
- Сколько нужно репетировать, чтобы было готово одно произведение?
- Минимум два месяца, а то и полгода. Смотря, какое произведение и насколько слаженно работает оркестр. Бывает, отдельно инструменты звучат отлично, а вместе не могут сыграться. В столичном оркестре Курмангазы одни лауреаты с консерваторским образованием. Они запросто друг друга подхватывают и продолжают. У нас, к сожалению, кадров не хватает. И во многих областях Казахстана такая проблема. Поэтому далеко не все композиции можем взять в свой репертуар, не хватает инструменталистов для полноценного звучания.
- Сколько сегодня в оркестре человек?
- 42 оркестранта. Самому старшему чуть за 50, но в основном молодые - 19-23 года. Мы хотим собрать полный состав - 60 человек, поэтому активно ищем новых музыкантов. Надеемся, дополнительные ставки филармония выделит. Для нового концертного зала, который строят, это сделать необходимо. Сцена будет куда больше, нам нужно и выглядеть, и работать на ней соответствующе.
- Симфонический оркестр — одно дело, джазовый коллектив — другое. А оркестр народных инструментов — особая культура. Нужно и сохранять исполнительские традиции, и, чтобы удерживать внимание зрителя, шагать в ногу со временем. Успеваете?
- Стараемся. Хотя изначально мы пропагандируем национальную музыку и казахстанских композиторов. При этом у каждого оркестра должен быть свой репертуар. Мы не повторяем за другими. Например, мы заказывали произведение «Праздничный Тобол». Его нам написал композитор и главный дирижер астанинского оркестра Айткали Жаимов.
- Такая практика, как музыка на заказ, есть и для вашего коллектива?
- Естественно. Другой известный композитор Ермурат Усенов, заслуженный деятель РК, тоже нам пишет. Он, кстати, сейчас в числе самых востребованных.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Нужно постоянно раскрывать новый характер того или иного произведения, образы, которые создал автор, вовремя менять темпоритм, улавливать грань, где минор сменяется мажором. Это непростая задача. Поэтому каждый раз одна и та же композиция на сцене звучит по-разному. (В этот момент зазвонил мобильный телефон собеседника, зазвучала красивая классическая мелодия - то ли Вивальди, то ли Паганини... – Прим. авт.).
- У вас даже в быт классика проросла!
- Есть такое дело. Хотя я люблю и классическую, и народную музыку, казахскую, русскую. У нас это в крови. Меня научил играть мой дядя, с пяти лет с домброй не расстаюсь. Музыкальная семья, затем было музучилище в Аркалыке, потом и консерватория. Играю на всех инструментах, родственных домбре. Но как-то раз предложили возглавить студенческий оркестр в КГУ. И всё, дирижерское дело затянуло.
- В вашем оркестре есть место для импровизации?
- Бывает. Когда в большом произведении есть момент сольного исполнения. И в звучании одного инструмента допустима импровизация. Для создания того же образа. Будь то домбра или флейта. Первая в своем звучании может показать всю широту наших степей. Вторая — легкость полета маленькой птички или изящность девичьей поступи.
- Сейчас август, недалек новый сезон. Какие планы?
- Уже 18-19 августа выезжаем в Астану, там Дни культуры Костанайской области. В сентябре едем в Атырау на 200-летие Курмангазы. Кстати, и в Костанае открываем сезон произведениями Курмангазы. Плюс поиски новичков. Нужны хорошие кобызисты и домбристы, музыканты в смычковую группу. Пользуясь случаем, приглашаю — приходите работать к нам в оркестр!
Меня очень радует, когда по улице дети бегут с домброй или кобызом. Раньше в музыкальных школах класса кобыза не было. Последние года два-три они появились. Это замечательно. Значит, народная музыка жива.