В конкурентной борьбе с китайцами и турками казахстанский текстиль имеет все шансы на выживание. Это доказывают Жулдыз и Айнаш МЕЙРБЕКОВЫ, чей маленький цех, в котором кроме сестёр заняты всего два человека, выпускает редкую для Костаная продукцию – носки.
Носки в текстиле – что хлеб в пищепроме
Это где-то в Копакабане можно всю жизнь бегать босиком и быть счастливым. На севере Казахстана счастья без носков нет.
Сестры Жулдыз и Айнаш Мейрбековы не взяли идею выпускать носочные изделия с потолка. Но и маркетинговых исследований тоже не проводили. Просто еще с середины 90-х, переехав из Шымкента в Костанай, занялись продажей носков. И поняли, что это как раз то, что идет на «ура». Сначала закупались в Ташкенте и Алматы. Как все челночники, на себе таскали безразмерные клетчатые сумки из вагона в вагон. Постепенно пришли к тому, что хватит перепродавать – надо делать самим. И, недолго думая, Жулдыз и Айнаш решили: будем производить носки. Нишу ведь хорошо знаем: чего хочет покупатель – научили годы продаж.
Тем временем подросли дети. Сейчас уже старший сын одной из сестер, Бекзат, здорово помогает. Дочка-школьница тоже впитывает основы бизнеса.
Обставить Поднебесную
Не всё в носочном деле сразу складывалось гладко. Жулдыз вспоминает, как вдвоем с Айнаш ночами не вылезали из Интернета. Читали всё о носочном бизнесе, искали станки – и чтобы не очень дорогие, и функциональные. В конце концов решили брать китайские. Оборудование также выписали через Интернет.
– Вместе со станками прибыл китаец-наладчик. Мы китайского не знаем, а он ни по-казахски, ни по-русски ни слова, – улыбается Жулдыз. – Ну вот наконец-то настроили оборудование, выпустили первую партию носков
и… были разочарованы. Какие-то бесформенные, мятые. Показываем китайцу жестами, мол, не нравится! Наладчик думал-думал, а потом жестами изобразил утюг. В итоге мы поняли, что только вязальными станками дело не ограничится. Понадобились формовочные манекены, зашивочный аппарат для «сборки» носка из мыска и горловины, формовочный паровой бокс.
Это сейчас выпускник физмата Ануар Аппазов, обслуживающий станки, делает всё сам: от нанесения узора с помощью встроенного в станок компьютера до пристегивания этикеток специальным пистолетом. А сначала было сложно. Сестры даже думали отправить Ануара на учебу в Китай. Но постепенно парень разобрался во всем сам.
– С Китаем трудно конкурировать, – считает Ануар. – У нас отпускная цена от 150 тенге, Китай может быть еще дешевле. Но наше преимущество в том, что мы можем выполнять особые заказы в плане дизайна. Можем наносить на носки логотипы фирм, имена, любые значки и надписи. Достаточно вставить флешку с рисунком в USB-разъем станка, и всё готово. И качество у нас хорошее, убедитесь сами.
Костанайские носки действительно приятные на ощупь, краской не пахнут. Люди покупают продукцию ИП Мейрбекова охотно. Изделия ноские, держат форму.
Двигаться дальше
По словам Жулдыз, Китай не боится конкуренции. Охотно продвигает свое оборудование, продает станки по всему миру. В Караганде у китайцев огромное производство. Они готовы бесплатно учить людей у себя, да еще жильем и питанием обеспечивают. Знают, что, обучившись, люди придут на их фабрики либо начнут шить на китайском же оборудовании.
– Как же обойти таких глобальных конкурентов?
– Они не боятся никого, потому что знают: мы купим их станки, а потом будем покупать сырье. Китай продает пряжу тоннами. Мы берем сырье в Шымкенте, а Шымкент возит из Китая. Ближайшее производство пряжи – в Андижане или Екатеринбурге. У нас нигде нет. А покупать за границей – двойное налогообложение получается. Сначала там заплати, потом здесь. Невыгодно.
– Значит, надо в Казахстане наладить производство пряжи?
– Мы делаем то, что в наших силах. Будем покупать сырье в Шымкенте. Оно у них белое, некрашеное. В перспективе хотим купить станок для покраски. Всё упирается в финансы. У нас в стране хорошо поддерживают новый, молодой бизнес. Для тех, кто уже не первый год в деле, сложнее условия.
Но сестры Мейрбековы не унывают. Зимой хотят наладить выпуск махровых носков. Производство у них безотходное: все обрезки и остатки идут на пошив матрасов. Благо, и Жулдыз, и Айнаш умеют шить с детства. Айнаш еще и швейные курсы дополнительно окончила.
Без мужчин никуда
Хотя сестры – женщины хваткие, все-таки, по словам Жулдыз, без мужчин в бизнесе сложновато. Погрузка, перевозка, реализация – самим не справиться. Ануар, образно говоря – технический мозг проекта, сын Бекзат – его мотор.
– Мы с сестрой сами хотели поехать в Китай, выучиться там на механиков-наладчиков, – рассуждает хозяйка. – Но нам сказали: увы. Во-первых, нужны только мужчины, во-вторых, не старше тридцати лет. Считается, что женщины не способны качественно затянуть крепежные болты и так далее. Поэтому для наладки мы вызывали как-то мастера из Караганды.
Недавно ИП Мейрбекова участвовало в выставке «Лучший товар Казахстана», организованной Национальной палатой предпринимателей. И хотя призового места не получили, участие стало своего рода рекламой. Стали чаще звонить оптовики, удалось выйти на рынок Рудного.
И хотя в подобном бизнесе без участия мужчин никак, все идеи в маленьком цехе генерируют сестры. Сильные женщины, которые когда-нибудь сделают казахстанский товар конкурентоспособным.
***
Новые кредиты
Первые два проекта в рамках доступного микрокредитования для женщин-предпринимателей одобрены в Костанае. Это произошло благодаря совместной инициативе Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен», АО «Народный Банк Казахстана» и Евразийской группы.
Фирма рудничанки Оксаны Зариповой занимается грузоперевозками с 2008 года. О покупке нового автомобиля бизнес-леди задумалась давно. Тормозили большие проценты в банках.
– Услышав о программе льготного микрокредитования, я тут же подала заявку, – рассказывает Оксана. – В Народном банке ее рассмотрели очень быстро, оформили кредит – 6,9 миллиона тенге под пять процентов годовых. Что немаловажно, консультации проводили в онлайн-режиме. Теперь у нас есть легкий малотоннажный грузовик Iveco Daily. Пока он находится на переоборудовании, но в скором времени отправится в первый рейс.
На очереди еще 50 заявок: 38 от действующих бизнес-леди и 12 – от начинающих.
– Процедура проста, – прокомментировала начальник Центра продаж малому бизнесу костанайского филиала АО «Народный Банк Казахстана» Роза Ерденова. – Предпринимательница обращается к нам. Мы проводим тут же экспресс-анализ, в ходе которого нужно заполнить небольшую анкету. Потом запрашиваем информацию в кредитном бюро и выносим на слушания.
Напомним, в программе могут принимать участие юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, ИП. Но владельцем фирмы должна быть женщина. Если речь о ТОО, то оно должно не менее чем на 50 процентов принадлежать представительницам прекрасного пола.
Проект рассматривается на заседании актива Совета деловых женщин Костанайской области. Решение принимается большинством голосов. В случае принятия положительного решения документы передаются для дальнейшего рассмотрения в АО «Народный Банк Казахстана» в течение одной рабочей недели.
Мурат Тюлеев. Тел. 54-22-24
Фото Сергея МИРОНОВА.