63-летний мужчина во дворе своего единственного жилища, которое пошло с молотка, попытался покончить с собой. Веревка оборвалась. Теперь человек хочет только одного: чтобы кто-то собрал все пазлы его отношений с банками в одну картину и дал ей оценку на законность.
Удочка и рыбка
История началась одиннадцать лет назад. Тогда Жарылкасын Желдирбаев жил в Садчиковке, успешно занимался закупочной деятельностью. И пришла ему в голову идея завести рыбное хозяйство. Составил бизнес-план. Это было время, когда только заработал закон о поддержке предпринимательства. Поэтому и аким Костанайского района, и руководитель управления экономики областного акимата, можно сказать, с радостью взялись помогать. Нужен был кредит. Определились, что дело надо иметь с Народным банком. Желдирбаев собрал все документы, стал ждать. Через время пришел ответ: отказать. Причина банальна, она и сейчас многим сельским предпринимателям перекрывает дорогу к финансированию – нет необходимого залогового имущества.
– Я, можно сказать, и успокоился, – рассказывает Жарылкасын Желдирбаев. – Занимался заготовкой металла, мяса, шкур. А к концу посевной звонят из Банка Туран Алем...
Мужчина до сих пор не знает, как его документы попали в этот банк. Звонивший назвался Ерланом, сказал: вы – участник госпрограммы, мы одобрили ваш бизнес-план на 350 тысяч долларов. Тогда кредиты почему-то давали именно в этой валюте. И предприниматель, как рыбка на наживку, попался на этот крючок.
В самом областном филиале банка его встретил уже другой менеджер по имени Олег. Спросил, а правда ли, что у него есть свои сто тысяч долларов? Получив утвердительный ответ, сказал: будем считать, что это ваши инвестиции в дело. Проблема только в том, чтобы в Костанае купить ликвидное имущество для залога.
Дом по улице Гастелло подбирали уже с тремя банковскими служащими. В областном филиале торопили: срывается реализация госпрограммы! Кредит в 150 тысяч долларов выдали срочно, он и пошел на покупку дома, который можно поставить в залог. А как же с рыбным хозяйством? В банке заверили: оформим залог, получишь второй транш. Из него погасишь первый кредит, и на реализацию идеи останется.
Жарылкасын Желдирбаев подсчитал: действительно хватит. Перед самым подписанием документов у него вдруг поинтересовались возрастом. Узнав, что уже 52, спросили: нет ли кого из близких родственников помоложе. Кредит-то не на один год. Так, считает ныне экс-предприниматель, он подставил своего сына Ердена, который в итоге поставил свою подпись в бумагах.
Никакого второго транша не будет
Очередную порцию денег в БТА-банке пообещали буквально через несколько дней. Но ожидания были напрасными. Желдирбаев носился между областным отделом предпринимательства и областным филиалом банка. Все менеджеры, мальчики и девочки, которые его еще недавно обхаживали, моментально исчезли. В филиале Нацбанка ничем помочь не могли. Из республиканского Агентства финансового надзора по телефону ответили: «Не жалейте бумагу, все опишите...» Получилось, говорит Жарылкасын Желдирбаев, 16 листов. Приехала комиссия из Нацбанка, но оказалось, что кредитное досье уже лежит в суде – БТА-банк требует досрочного возврата всей суммы. А это уже в тенге 19 миллионов 597 тысяч.
Банковские перетряски
Не зря говорят – не дай бог жить в эпоху перемен. В 2008 году БТА-банк прославился тем, что его председателя совета директоров Мухтара Аблязова обвинили в крупном хищении средств банка. Возбудили уголовное дело. Аблязов сбежал, а Желдирбаев со своими проблемами остался. Государство взяло БТА-банк под свой контроль. Нацбанк направил банкам второго уровня, ипотечным организациям бумагу такого рода: «В рамках реализации поручения Главы государства... предлагаем до принятия соответствующей реструктуризации... рассмотреть предложение в части приостановления процедур выселения и реализации залогового жилья заемщиков банков второго уровня, возврата судебных исков и отзыва исполнительных листов». Реструктуризация в верхних эшелонах прошла, государство бросило на поддержку банков второго уровня миллиарды тенге. Но почувствовали ли это на себе неплатежеспособные заемщики, за которых, по сути, заплатили?
Признать оконченным...
Исполнительный лист по решению суда от 8 сентября 2008 года, надо полагать, тоже был отозван. Потому что он вдруг исчез, потерялся. Но потом снова всплыл. В 2011-2012 годах тогда еще государственные судебные исполнители, чтобы исполнить судебное решение, выставили дом по улице Гастелло на торги. Но спроса не было, торги так ни разу и не состоялись. В феврале 2014 года БТА-банку судебный исполнитель предложил оставить имущество за собой по стартовой стоимости – тринадцать с половиной миллионов тенге. Спустя месяц банк официально отказался от этого предложения. И государственный судебный исполнитель С. Аширов вынес постановление: исполнительное производство признать оконченным, направить в архив, снять все обремения на дом.
Нельзя сказать, что и Жарылкасын Желдирбаев ничего не предпринимал, чтобы погасить долг. Он сам просил банк забрать имущество. Написал заявление, чтобы долг (официально – сына) перекинули на его сельский потребительский кооператив, кстати, признанный одним из лучших и успешных в республике. Говорит, деньги там тогда были. Ему отказали. Просил переуступить долг «Жилстройсбербанку», где семья копила средства, но оказалось, что кредит в БТА-банке был оформлен как потребительский, а не ипотечный. Снова ничего не получилось.
Желдирбаевым пришлось продать свою недвижимость в селе, они перебрались на улицу Гастелло в Костанай. Нагрузка для главы семьи оказалась настолько большой, что его свалил тяжелый инфаркт. Итог: инвалидность второй группы. Его диетой стали таблетки, впереди – операция. Все это время Желдирбаев успокаивал себя тем, что никакого долга перед банком у него нет. Он показывает подтверждение своему убеждению – письмо «Первого кредитного бюро», перед которым отчетны все банки республики. Там черным по белому написано: его задолженность путем рефинансирования погашена 31 мая 2015 года.
Возвращение долга
Но все оказалось не так просто. Исполнительный лист на 19 миллионов 597 тысяч тенге, некогда утерянный, всплыл у частного судебного исполнителя Несибели Басеновой. По ее словам, к ней обратился областной филиал БТА-банка. Судья Костанайского городского суда дал добро на реализацию дома по улице Гастелло в интересах банка. И в марте 2016 года частный судебный исполнитель выставила здание на электронные торги. Его продали за 10 миллионов тенге. Все законно, так считает Несибели Басенова.
А Жарылкасын Желдирбаев, напротив, настаивает на полном беззаконии. И когда выслушиваешь его доводы, невольно приходишь к мысли: а вопросов-то, которые ставят в тупик, действительно слишком много.
Торги частный судебный исполнитель проводит в марте 2016 года в интересах БТА-банка. Но сам банк, и его областной филиал ликвидированы еще в ноябре 2015 года. И государство, как уже говорилось, позаботилось о рефинансировании долгов его заемщиков. Это – первое. Второе – выиграл электронные торги некий Бахтияр Жумабаев. По словам Несибели Басеновой, он действовал по доверенности «Казкоммерцбанка». Поэтому в итоге она договор купли-продажи дома Желдирбаевых оформила на заместителя директора этого банка Шужанову. Но... Зачем «Казкоммерцбанку» надо было участвовать в электронных торгах в марте 2016 года, если еще в сентябре 2015 года другой судья того же Костанайского городского суда своим определением признала этот банк «наследником» БТА-банка. А значит, с правом взимать, если они были, долги. Что за композиция такая?!
Ощущение, что где-то закон нарушен, возникает и при сопоставлении двух определений разных судей одного и того же суда. Один судья признает «Казкоммерцбанк» правоприемником БТА-банка, второй – через три с половиной месяца дает добро на реализацию дома в интересах несуществующего БТА-банка?! И оба – по закону?
Конечно, Желдирбаевы пытались все это обжаловать. Не получается! Последующие суды опираются на вступившие в силу акты предыдущих! Сейчас уже дошло до выселения семьи из единственного жилища. Здесь живут Желдирбаевы- старшие, два сына, сноха и двое детей. Семь человек. Неудивительно, что, когда Жарылкасын Желдирбаев узнал о выселении, решил покончить с собой. Ведь даже с продажей дома за его сыном Ерденом останется долг в 9 миллионов тенге. А сейчас пожилой человек говорит: придут выгонять, буду отстреливаться! Решение Костанайского городского суда о выселении пока в законную силу не вступило. А тем временем...
Вот тебе, дяденька, еще один банк
Пока шли судебные заседания о выселении Желдирбаевых из их дома в пользу «Казкоммерцбанка», Ерден, сын Жарылкасына, получил повестку от другого частного судебного исполнителя – А. Касимова. В уведомлении говорится, что у него в производстве находится исполнительный лист от 2008 года, и действует он в интересах АО «Народный банк Казахстана». Которому и надо заплатить... 19 миллионов 597 тысяч тенге! Откуда взялся Народный банк? Да он с потрохами купил «Казкоммерцбанк». И теперь взыскивает долги с должников. Конечно, возникает вопрос: а что же «Казкоммерцбанк» никак не провел по бумагам операцию по электронным торгам? Ведь как покупатель дома Желдирбаевых он заплатил за него 10 миллионов тенге! И кому эти деньги пошли? Несуществующему БТА-банку?
Несибели Басенова говорит, что все это технические вопросы. Что сколько ни судился Жарылкасын Желдирбаев, суды подтвердили законность ее действий. И что, наоборот, по одному из частных постановлений суда на него должны были возбудить дело за клевету на... судей.
Так пусть возбудят, говорит Жарылкасын Желдирбаев. По его мнению, это вынудит соответствующие органы наконец-то разобраться в деле. Пока же не хочет этого делать никто, включая прокуратуру. До первых выстрелов?