Долгие годы в семье Нуркеновых из Аулиеколя их дед, а теперь уже и прадед, Сейдалы НУРКЕНОВ считался без вести пропавшим во время Великой Отечественной войны. Но надежду найти информацию о его боевом пути, месте гибели и захоронения родственники не теряли. Искали несколько десятилетий. И вот...
На днях внуки Полуан, Ержигит, Ерболат и правнуки Амир и Даурен вернулись из поездки в Орловскую область. Здесь, согласно архивным документам, 4 февраля 1943 года в одном из жесточайших боев при освобождении деревни Ворово Покровского района погиб их дед. Похоронен в братской могиле. Впрочем, могилой назвать захоронение тех времен назвать трудно. Бои были столь кровопролитные, а потери так многочисленны, что погибших просто закапывали в воронках от взрывов бомб и снарядов.
Понятно, что при таких жестоких боях был недоучет потерь. В подразделениях дивизии, в которой служил красноармеец Сейдалы Нуркенов, судя по архивным данным, в отдельных случаях этот недоучет составлял около 40 процентов. У Нуркеновых на руках копия боевого донесении штаба 399-й стрелковой дивизии, где служил Сейдалы. В нем приведены цифры потерь этой дивизии в день его гибели. 4 февраля 1943 года: убито 532 человека, ранено 818 бойцов, а извещения за этот день содержали информацию о чуть более 200 погибших.
Все эти данные были получены братьями Нуркеновыми благодаря российским поисковикам и личному участию друга Ерболата Михаила Тимурзиева, который не только подключился к этому делу, но и вышел на губернатора Орловской области Андрея Клычкова с просьбой помочь в поисках. И он тут же откликнулся.
– Мы очень благодарны районной и местной власти за организованную встречу, экскурсию в школьный музей, к местам боев. Нас угощали чаем с домашними пирогами. Не остались равнодушными и жители сел: рассказывали всё, что знают о тех страшных боях, об освобождении оккупированных фашистами территорий и тех бесчинствах, которые творили немецкие солдаты, – говорят братья Нуркеновы. – Видно, что там очень трепетно относятся к каждому найденному имени и в знак благодарности за освобождение их земли нашими дедами стараются уделить внимание каждому, кто приезжает на места захоронений своих близких.
Очень много информации поведал Нуркеновым местный краевед, автор книги «Покровский край в годы Великой Отечественной войны» Александр Полынкин. К сожалению, не дожил до этого дня сын Сейдалы, отец и глава большого семейства Нуркеновых Ермек. Кстати, в семье Сейдалы и его жены Алиш было 13 детей, 12 из них умерли в разном возрасте от голода и болезней в 30-е годы. Единственному, оставшемуся в живых пятилетнему Ермеку, уходя на фронт, отец наказал: «Ты остаешься за старшего, во всем помогай матери, а я обязательно вернусь!» Но, увы... больше они друг друга не увидели.
Галина ТЕВС
Фото предоставлено семьей НУРКЕНОВЫХ