Рудничанка Валерия ЛАНКОВА (на фото слева) – единственная от Костанайской области выступила на первенстве мира по скалолазанию в Москве. Спортсменка и ее тренер рассказали «КН», почему Казахстан не дотягивает до медали.
ни одного скалодрома, где можно этому научиться.
За тридевять земель
В течение десяти дней Москва встречала гостей из 43-х стран. Полторы тысячи участников посетили первенство мира по скалолазанию. Три дисциплины – скорость, трудность и боулдеринг (серия предельно сложных трасс) – и в каждой важна мгновенная реакция, быстрота мышления и физическая выносливость. На кону первенства стояло участие в молодежных Олимпийских играх, что пройдут в октябре в Буэнос-Айресе.
– И, конечно же, приехали самые сильные и выиграли по праву. Они были этого достойны, – говорит президент федерации альпинизма и скалолазания Костанайской области Владимир Ильин, он же тренер Ланковой. – Чемпионат мира – это большое событие для каждого спортсмена, а для нас в особенности. Наша область только второй раз участвует в таком масштабном первенстве. В 2015 году в Италию на чемпионат мира ездила Екатерина Круть. А Валерия впервые отправилась на соревнования международного уровня. Мы решили, раз за тридевять земель едем, значит, надо выступить во всех дисциплинах.
– Я понимала, что шансов завоевать медаль у меня нет, – призналась Валерия. – Ехала в первую очередь за опытом. Хотелось, конечно, дойти до полуфинала, но туда не пробился никто из казахстанской сборной. Было тяжело, если честно. Двухнедельные тренировки на сборах в Алматы дали многое, но не достаточно. Чтобы выйти в полуфинал так весь год тренироваться нужно.
– Весь год, и не на наших скалодромах, – добавил тренер. – У нас в стране нет скалодромов мирового уровня. Наша сборная по возможности выезжает на тренировки за рубеж.
К слову, в Москве почти в экстренном порядке организовывали соревнования. Ведь всего за полгода до их начала Канада, которая должна была принимать спортсменов, неожиданно отказалась.
– По такому случаю в златоглавой построили даже новый скалодром, – говорит Ильин. – Теперь их в столице России целых два!
А нам бы хоть один такой на всю страну...
Цена вопроса – 10 миллионов
У скалолазания области десятилетняя история и два очага, где оно развивается – Костанай и Рудный. Город горняков – основная база, здесь два маленьких скалодрома не выше трех метров каждый. Можно только удивляться, как на них вырастают чемпионы страны.
– К нам в области и до включения скалолазания в число олимпийских видов было неплохое отношение, – говорит Ильин. – На поездки по возможности выделялись средства. Конечно, с прошлого года стало лучше, финансирование увеличилось. Мы теперь можем более качественно отбирать команду. У детей интерес появился. Если раньше недостающие суммы приходилось самим изыскивать, то сейчас выделяется достаточно. Мы раз в месяц обязательно выезжаем на соревнования или проводим их дома.
Если с выездами у спортсменов стало лучше, то с тренировочными базами всё по-прежнему. И мы запредельно далеко от той же соседки России, где практически в каждой школе есть скалодром.
После выступления Ланковой в Москве тренер с ходу выявил ошибки подопечной. Только что толку? Отработать их всё равно негде.
– Все казахстанские спортсмены на мировом первенстве, подходя к трассам боулдеринга, не понимали, как за них держаться. Они просто их не знают. У нас нигде нет таких рельефов, даже в Алматы, – рассказывает Ильин. – Ошибки в основном в технике. Если четыре года назад американцы приехали на такой же чемпионат, все проиграли, как и мы в этот раз, вернулись и сделали правильные выводы – построили скалодромы по всей стране и сейчас они в призерах. Про Японию вообще говорить не стоит. У них в каждом дворе скалодром. Дети с шести лет занимаются и к десяти лазают на уровне взрослых команд, а к шестнадцати забирают всё золото.
И желающие заниматься обязательно найдутся. В этом можно не сомневаться, потому что даже сейчас в области порядка трех сотен скалолазов. Детей много, даже чересчур. Но далеко ли они дойдут? Ведь условий практически нет: скалодромы скудные, а в залах тесно.
– Хорошая база – это проблема, которую мы пытаемся решить несколько лет, но всё никак. Области нужен современный скалодром, пусть не мировой высоты (15 метров), нас утроит 8-9-метровый, – говорит Ильин. – В Рудном высота спортзала 10 метров, из этого и исходим. Неудобств скалодром школьному спортзалу не нанесет, потому что располагаться будет вдоль стены. Да и средства на это нужны не такие уж и большие. Цена вопроса – 10 миллионов тенге.
Сокровенная мечта
Валерия – четвертая в стране в своем возрасте. И подает большие надежды. В следующем году она заканчивает школу и намерена поступать на спортфак в педуниверситет Костаная.
– Я с пятого класса занимаюсь скалолазанием. Постоянные выезды, горю этим спортом и намерена идти только вперед. Мечтаю завоевать медаль чемпионата мира, – говорит спортсменка. – Хотелось бы в совершенстве отточить навыки в боулдеринге. Эта дисциплина самая сложная, но в этом и ее притягательность. Она интеллектуальная, состоит из четырех коротких трасс с отрицательным наклоном. Задача спортсмена пройти их, задействовав минимальное количество попыток.
– Детей я сразу настраиваю на большие соревнования, – добавил Ильин. – Чем выше цель, тем лучше итог. Лера показывает хорошие результаты на республике. Мы с прошлого года готовились, тренировались. В мае стало понятно, что попадаем на первенство мира, в июне – что едем. Сейчас вот вернулись с опытом, и будем готовиться к чемпионату Азии. До него у нас два месяца.
Скалолазание – медальный вид спорта. На Олимпиаде-2020 в Токио у спортсменов будет возможность завоевать сразу четыре медали в дисциплинах боулдеринг, скорость, сложность и многоборье. Но, чтобы брать места, нужно прежде потрудиться не только спортсменам, но и государству. Ведь есть при школах спортзалы, почему бы не построить вдоль стен самые простые скалодромы, и не ввести скалолазание в школьную программу?