В Казахстане онкология включена в специальную Государственную программу «Саламатты Казахстан». Однако именно в детской онкологии остается много вопросов и проблем. И если педиатры проявляют непростительную близорукость в части онконастороженности, то на что должны обратить внимание родители, чтобы не пропустить у своего ребенка серьезное заболевание?
Сегодня прием в «СД» ведет детский хирург-онколог Татьяна Костенко.
– Татьяна Вячеславовна, для начала скажите, какую статистику на сегодня мы имеем по детской онкологии?
– Не могу сказать, что число больных с впервые выявленными злокачественными новообразованиями растет. В среднем в год с онкологией мы ставим на учет около 15-16 детей.
– А какой тип рака у детей выявляется чаще всего?
– На первом месте опухоли центральной нервной системы – спинной, головной мозг, на втором гемабластозы – это лейкозы, лимфомы. Часто встречаются опухоли почек, забрюшинного пространства, костей, глаз.
– Есть какие-то особенности протекания онкозаболевания в детском организме?
– Детский организм отличается от взрослого более быстрым ростом, неравномерностью развития его органов и систем. Этим обусловлено то, что опухоли у детей проявляются и протекают несколько иначе, чем у взрослых. Важнейшими особенностями опухолей в детском возрасте являются: быстрое развитие опухолевого процесса и склонность его к раннему метастазированию, локализация опухоли в труднодоступных местах (полость черепа, малый таз, забрюшинное пространство). Вот почему важно вовремя диагностировать и без промедления начинать лечение. При 1 и 2 стадиях заболевания возможно добиться стопроцентного излечения. Хотя, по статистике, более 50% детей поступают в запущенном состоянии, когда радикальное лечение представляет значительные трудности.
– Понимаю, что причину онкозаболевания выявить однозначно очень сложно, в том числе и у детей. Но у вас, наверное, все же есть свои наблюдения на этот счет?
– Опухоли у детей имеют врожденный характер и являются пороками развития.
– Татьяна Вячеславовна, тогда на что мамам нужно обращать внимание, чтобы не пропустить опасное заболевание у своего ребенка?
– Нередко первым признаком является обнаружение самой опухоли. Опухоли брюшной полости, как правило, выявляют родители во время купания ребенка. Необходимо обращать внимание на увеличение лимфатических узлов шеи, подмышечных и паховых областей. Ну и, конечно, поведение малыша – стал сонливым, менее подвижным, ухудшился аппетит. Это должно насторожить. Особенно при опухолях головного мозга. С чего, как правило, они начинаются? Слабость, вялость, головные боли, необъяснимая тошнота, рвота. В этом случае обязательно нужно обратиться к врачу – педиатру, невропатологу, онкологу. Хотя, чтобы попасть к онкологу, сегодня нужно направление от участкового педиатра. И огорчает, что у наших педиатров очень низкая онконастороженность.
– Допустим, мама насторожилась. Какие анализы она должна сделать своему ребенку, чтобы развеять сомнения? Воспользоваться широко известным онкомаркером?
– Сама мама назначить анализы не может, главное звено здесь – участковый педиатр. И его нужно убедить и настоять на своем. В том числе и на консультации онколога в областной детской больнице. А специфичных онкомаркеров злокачественных образований детского возраста, к сожалению, не существует. Есть маркеры, но их не так много, по которым можно предположить злокачественный процесс. Из лабораторных исследований определенную диагностическую ценность имеют исследования крови (лейкоциты, СОЭ, тромбоциты, свертываемость крови), исследование мочи – общий анализ и проба по Зимницкому.
– И на какие параметры родителям в этом случае надо обратить внимание?
– На лейкоциты и СОЭ. Например, лейкоз, лимфосаркому можно предположить, если в анализе показатель лейкоцитов будет зашкаливать за 200-300*109 клеток на литр. Их норма у детей – от 4 до 8*109 клеток на литр. При лейкозах также помимо слабости бывают необъяснимые кровотечения, мелкоточечная сыпь. И это тоже сигнал.
– Кроме анализа крови, к какой еще диагностике можно прибегнуть?
– Это рентгендиагностика и, конечно, МРТ. Но, к сожалению, этот аппарат имеется лишь в областной взрослой больнице, и очень часто по техническим причинам и его техническим параметрам мы не можем провести это исследование. Мы же, подозревая злокачественную опухоль, должны определиться с диагнозом в течение 10 дней. И часто в силу объективных, не зависящих от врачей причин в этот срок не укладываемся.
– А УЗИ-обследование поможет?
– Конечно, УЗИ служит нам хорошим помощником в диагностике опухолей брюшной полости. Но МРТ дает более достоверную информацию. В той же России МРТ входит в обязательное обследование всех детей с подозрением на онкологическое заболевание.
– В каком возрасте чаще всего у детей выявляется онкозаболевание?
– В любом возрасте, начиная с периода новорожденности. Пик приходится на период от 5 до 9 лет.
– Вы говорили, что онкология на ранней стадии излечима. А были в вашей практике случаи исцеления?
– Конечно. У меня был случай, когда девочка с 4 стадией саркомы бедра с метастазами в легкие прошла лечение. Сейчас она уже девушка и до сих пор жива. Это, конечно, единичные факты, и все же. Очень высок процент выздоровления при лимфогранулематозе, ретинобластомах, опухоли Вильмса.
– Если перейти к образу жизни, укладу семьи, как эти факторы могут спровоцировать у ребенка онкозаболевание?
– Я часто говорю: у больной мамы не бывает здорового ребенка. Тем более сейчас, когда женщины свободны стали в курении, алкоголе, наркотиках. Если мама во время беременности болеет и проходит рентгенообследование – это тоже риск для появления какой-то аномалии.
– А УЗИ безвредно?
– Ультразвук менее опасен, потому что агрессия на ткани более мягкая. Но увлекаться тоже не стоит. Теорий по поводу причин возникновения рака много, но определенно сказать о чем-то сложно. Давайте постараемся хотя бы исключать нежелательные вероятности. К примеру, большое значение для здоровья малыша имеет возраст мамы. Чем старше она, тем выше процент врожденной онкопатологии. Вообще, онкология – заболевание цивилизованного общества. Чем выше цивилизация, тем и выше уровень онкозаболеваемости. Ну и, конечно, стрессы. У нас была трехлетняя девочка с опухолью Вильмса – саркома почки. Когда я собирала анамнез, мама говорила, что всю беременность нервничала: оставлять ребенка или нет? Вот стресс и сыграл свою роль. И еще от чего я хотела бы предостеречь родителей – от экстрасенсов и знахарок. Эти «чудо-лекари» наносят непоправимый вред здоровью детей, а порой являются и причиной их гибели. Только союз родителей и врача поможет малышу выздороветь и стать полноценным гражданином.