В маленькой поселковой школе в Алтынсаринском районе есть настоящий островок военной истории. С экспонатами из всех уголков мира...
– Это копия горы, реально существующей в Афганистане. Там есть такой туннель. И такие выступы, – говорит Леонид Галицын и показывает на искусно сделанную копию.
Это папье-маше, но с использованием разных материалов. «Гору» сделали ребята из военно-патриотического клуба «Аскер», который возглавляет Галицын. Абсолютно на добровольных началах. Учит их военным премудростям, рассказывает про военную честь, а также про знаменитого земляка – Сашу Ребро.
Про подвиг Александра мы уже писали. Он спасал людей из горящих вагонов в крупнейшей в СССР железнодорожной катастрофе под Уфой, случившейся 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР. По свидетельствам очевидцев, Александр Ребро спас из огня беременную женщину и двоих детей. Он скончался от полученных ожогов в госпитале Уфы на пятые сутки после трагедии.
Собственно, с этого все и началось. На протяжении множества лет Галицын добивался того, чтобы подвиг Ребро был как-то увековечен в родной Щербаковке. Обивание порогов продолжалось вплоть до 2012 года, когда на стене школы наконец-то появилась мемориальная доска. А в здании школы – военный музей.
Музей – маленькая комната, каждый сантиметр которой заставлен чем-то интересным. Вот, к примеру, стоит флаг воздушно-десантных войск. Какая связь? Прямая. Леонид Алексеевич – ветеран 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады (Ферганская дивизия), воевавшей в Афганистане, в городе Баграм провинции Парван.
– Вот такую записку мы прятали в карман, когда шли в бой. Здесь написано имя, родной город и кому доставить тело, – говорит Леонид Алексеевич. – Такая была у каждого. Моя мне, слава Богу, не пригодилась, теперь хранится в музее.
Музей – необычный для поселка, который даже не районный центр. Настоящий парашют из Афганистана, настоящая каска времен Второй мировой войны. Все передают знакомые либо друзья-афганцы. Каждый год, где бы они ни были, 11 февраля полк собирается в Москве. Это традиция. В музее много книг. Каждая – с подписью автора. С ней ее ценность еще выше. А еще пластинка с песнями военных лет.
– А вы помните, какие песни пели в полку? – спрашиваем у Леонида Алексеевича.
– Да я не пел. Я плохо пою, – смущается он.
– Ну вместе со всеми пели, наверное.
– Пели «Тревогу». «Опять тревога, опять мы ночью вступаем в бой».
Он вообще не очень любит рассказывать о себе. То ли дело о музее, о своих аскеровцах, о том, как они съездили в Астану на слет. О себе совсем чуть-чуть: призвался в 80-м году, через полтора года вернулся. Отслужил хорошо. Говорит, что в фильме «9 рота» не совсем все похоже. Неправда, что военные забыли высоту, да и погибли не все. Многое – художественный вымысел.
– Просто нас часто спрашивают: «Вот зачем вы там были? Что вы там делали?» А когда советские войска были в Афганистане, не было такого наркотрафика, не было таких проблем с терроризмом, – говорит Галицын.
А потом смотрит на копию горы и говорит:
– Бывает, что в музей приходят настоящие участники боевых действий, они садятся возле нашего макета и... играют в машинки. Да-да, взрослые люди. Потому что это часть их памяти, которую ничем не сотрешь, никуда не выбросишь. Нужно просто с ней жить и по возможности передавать свой опыт другому поколению.
И вот тут-то заключается ответ на главный вопрос: зачем он всем этим занимается? Зачем создал музей, скрупулезно подбирает экспонаты, обучает маленьких аскеровцев, ездит с ними на слеты. Чтобы помнили, чтобы знали и не забывали.
– Потому что история в учебнике – это одно, а история наглядная, как парашют, который привезен прямиком из Афганистана – совсем другое. Такую историю лучше понимаешь и забыть ее труднее,– говорит Леонид Алексеевич.
Подтверждают его слова фотографии, развешанные на стенах школы. На них – участники военно-патриотического клуба «Аскер». Улыбающиеся, знающие и уважающие историю и ее героев.