На пленарном заседании Мажилиса 5 сентября был принят в работу законопроект о поправках в Кодекс «О здоровье народа». Мы обратились за комментарием к члену Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Ивану КЛИМЕНКО.
«Это не деньги пациентов»
– Иван Иванович, на заседании Правительства по улучшению качества первичной медико-санитарной помощи самой важной темой оказалось повышение стоимости медицинских услуг для того, чтобы работа профильных врачей лучше оплачивалась. Министра здравоохранения Елжана Биртанова процитировали многие СМИ. Но за скобками остался вопрос: за чей счет повысится зарплата врачей?
– Это не деньги пациентов. Данная мера предусмотрена в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Планируется изменить подходы и сделать тарификацию более эффективной. Денег в бюджете более чем достаточно. Но мы видим некий перекос. Покупаем дорогое оборудование, строим классные дорогие больницы, это все, конечно, правильно. Но ключевая роль – за человеком. Без доктора все теряет смысл. Мы неоднократно поднимали вопрос: выделяются большие деньги на подготовку специалистов, инфраструктуры, лекарств. А по зарплате врачей есть вопросы, если сказать мягко. Также по дефициту врачей – вузы выпускают специалистов, которые бы закрыли все вакансии. Но дело в непривлекательности профессии в финансовом плане. Что изменит законопроект? В парламенте мы сейчас будем изучать, насколько концепция, которую мы обсуждали, соответствует предлагаемым правительством поправкам. Не только в зарплате дело. Надо решить вопрос о защищенности врачей. Сейчас кажется странным, что страхование профессиональной ответственности обходило медицину стороной. Например, у нотариуса есть страхование профессиональной ответственности и его последствий, а у врача нет. Может наступить такой случай, когда будут серьезные финансовые претензии к врачу, но он не в состоянии будет их покрыть. Подчеркну, что у нас не разделены понятия врачебной ошибки и халатности. Врачебная ошибка – это заблуждение в стратегии и тактике лечения больного. Как бы это прискорбно ни звучало, как бы нам ни хотелось избежать трагедий, но врачебные ошибки случаются во всем мире. Если уголовная ответственность предусмотрена и за халатность, и за врачебную ошибку, то в итоге мы закрываем возможности для предотвращения врачебных ошибок.
Качество не оправдывает средств
– Если не наказывать за врачебные ошибки, их может стать больше...
– Сравним: когда происходит авиакатастрофа, то потом идет такая работа над ошибками, что в итоге доехать на автомобиле до аэропорта стало более рискованно, чем перелететь через океан. То есть вероятность повторения авиаошибки становится минимальной. Так должно быть и в медицине. Повышение заработной платы играет в этом не последнюю роль. Социальная защищенность на высоком уровне предполагает и высокий спрос за качество работы. В бюджете доля расходов на здравоохранение очень значительная. На эти средства можно без проблем оказывать качественную медицинскую помощь населению страны. Но то, что мы видим сейчас в больницах, какое качество медицинской помощи в них представлено, то я скажу коротко: оно не соответствует деньгам, которые государство вложило в эту сферу.
В 2019 году будет внедрена сдельная оплата труда врачей общей практики, профильных специалистов с поэтапным повышением тарифов на их услуги, обеспечено дальнейшее разукрупнение участков до 1700 человек на одного врача первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Зарплата медиков ПМСМ должна вырасти на 20%.
Вынуждены перерабатывать
– Если качество низкое, почему зарплата должна быть высокой? Средняя зарплата, включая стимулы, – 135 тысяч тенге. Так сказал министр Биртанов. Немного, конечно. А сколько должно быть?
– Не надо забывать, что доктора очень сильно перерабатывают. Полторы-две ставки, как и у учителей, почти у каждого. Например, берут себе до десяти ночных дежурств. А десять дежурств означают то, что доктор весь месяц живет в больнице. Нагрузка несопоставимая.
– Этот героизм – ради денег?
– Ради денег. Доктора вынуждены работать с такой нагрузкой, чтобы у них выходило 150-250 тысяч тенге.
– На качестве работы перегрузка сказывается?
– Конечно, усталость может провоцировать проблемы в работе. Поэтому мы и говорим о том, что надо создать такие условия, при которых врачу не надо бегать в десять разных мест, чтобы заработать. Врач должен нормально работать, зарабатывать и отдыхать.
– Когда начнете рассматривать законопроект?
– На пленарном заседании в среду (5 сентября. – Прим. авт.) мы получили законопроект из правительства, проголосовали за то, что берем его в работу. Более того, он является приоритетным – глава государства на открытии сессии сделал акцент на этом документе. То есть работа над ним должна идти без задержек. С 2019 года должен вступить в силу Закон о регулировании цен на лекарства, второй – с поправками в Кодекс о здоровье народа.