Одна из наших бывших соотечественниц, переехавшая на ПМЖ в Германию, на старости лет попросила, чтобы ее похоронили в Казахстане. Там, где родилась.
Вопрос территории
Вдоль автотрасс сегодня редко можно увидеть одинокую могилу под сенью полумесяцев. А раньше, 30, а может, 40-50 лет назад, такая могила не вызывала вопросов. Кто-то из кочевников когда-то умер на бесконечной своей дороге, и человека похоронили там, где оборвался его жизненный путь.
Пока человечество двигалось к нынешнему этапу развития цивилизации, люди привыкли относиться к смерти с почтением. Уж во всяком случае, места хватало для всех. И тот, кто был погребен при дороге, и тот, кого отвезли на родовое кладбище, не были обижены по «территориальному признаку». Оценить это наше преимущество могут, наверное, только те, кто знает, какие проблемы с похоронами бывают, к примеру, в маленьких европейских странах или в густонаселенном Китае.
В Интернете рассказывают, как на юго-востоке Китая реализуется политика под недвусмысленным призывом «только кремация». Гробы – под запретом. Стоят они недешево, китайцы годами копят. Но уполномоченные органы гробы уничтожают, сообщает газета South China Morning Post. Земельные ресурсы государству важнее, чем ритуалы. Те, кто сегодня входит в касту уполномоченных органов и уничтожает гробы, завтра могут оказаться на другом конце этой далеко не шуточной проблемы. От нее идет ощутимый холодок.
Приезжай, похороним!
В Западной Европе, если можете платить, вас будут хоронить, как пожелаете. Через определенное время от родственников потребуют платить еще. А нет, так место пригодится для другого. Цинично?
На сайте The Village за подписью Ксении Максимовой опубликовано эссе о том, как хоронят в некоторых государствах, в том числе в Германии. Похороны там мероприятие затратное. Купить место на кладбище нельзя, его можно только арендовать на 20 лет, потом нужно продлевать. Средняя цена за место – 2400 евро. К этой сумме нужно прибавить ещё 600–800 евро в год на уход за могилой. Кремация дешевле – 2 тысячи евро. Прах можно похоронить в земле на кладбище, в специальном лесу, поместить в колумбарий или развеять над морем.
В этой связи уместно вспомнить историю, как одна из наших бывших соотечественниц, переехавшая на ПМЖ в Германию, на старости лет попросила, чтобы ее похоронили в Казахстане, там, где родилась. Нам не жалко, сказали в селе: приезжай, доживай, похороним.
Совершенно простой сюжет, но за ним тянется цепочка, в которой одно звено – мораль, другое – деньги, третье – философия. А далее – история, география, борьба за пространство. То, что когда-то предшествующие поколения отстояли, сегодня позволяет быть рожденными без ограничений и быть похороненными без гонений. Не все осознают это последнее в жизни преимущество именно как преимущество. Даже в условиях рынка и разделения общества на богатых и бедных есть грань, которую у нас не переходят, и так будет еще долго.
Взгляд на стандарты
Бориса Федотова многие знают, в настоящее время – как учредителя «Каменного цветка», оказывающего ритуальные услуги в нашей области. Борис Алексеевич бывал в западных странах, интересовался, какие там правила погребения и чей опыт можно было бы перенять.
– Что касается порядка на кладбищах, то нам далеко до их стандартов. У нас можно заказать дорогой памятник и все аксессуары, а потом наблюдать, как вокруг скапливается мусор и растет высоченный бурьян, – говорит Федотов. – Но это поправимые недостатки, которые может взять на себя бизнес, предоставляя платные услуги, или гражданское общество, если организует специальный фонд. Нерешаемых проблем с погребением у нас нет и быть не может. Но больно смотреть, когда никто не ухаживает за могилами...
К слову, «Каменный цветок» ориентируется на имущественное положение людей, предоставляет скидки и рассрочку. Ольга, администратор в костанайском офисе, известна многим – потому что к ней идут. За добротой, в момент, когда эта доброта особенно нужна. Об этом можно говорить в узких пределах – отдельного ритуального предприятия, которое не только деньги берет, но и умеет, в лице своего сотрудника, сочувствовать. И на эту же тему можно рассуждать широко. И прийти к незамысловатому выводу: родина там, где тебя похоронят. Ничего не требуя взамен.