Этот теперь уже сильно пожелтевший, помятый, с выкройкой на одной стороне номер кустанайской областной газеты «Сталинский путь» датирован 4 февраля 1956 года. Заглянешь в этот номер газеты – и как будто на машине времени перенесешься в прошлое.
На первой странице, как тогда водилось, информация о партийном мероприятии союзного масштаба. В этот раз – обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об увеличении производства картофеля и овощей», подписанное Н. Хрущевым и Н.Булганиным, тогда первыми лицами СССР. В общем, все на картошку! Здесь же – передовица «Неустанно повышать производительность труда». Да не просто, а выполняя проекты директив ХХ съезда КПСС. Тот съезд еще только-только намечался. Ну а про производительность труда и по сей день актуально. Председатель Президиума Верховного Совета КазССР Ж.Ташенев и секретарь Президиума А. Амриев подписали в тот день указы о назначении министрами строительства А.П. Кротова и А.И. Кудинова.
Здесь уместно несколько слов сказать о Ташеневе и Амриеве. Ташенев оставил о себе хорошую память. Он был человеком своего времени, но и свое собственное мнение имел, что было редкостью для партсовработника в те времена. В 30-40-х годах работал на ответственных постах в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях, был членом ЦК Компартии Казахстана. Потом – первый секретарь Актюбинского обкома, с 1955 года – Председатель Президиума Верховного Совета КазССР и даже кандидат в члены ЦК КПСС. Но в 1961 году по указанию Никиты Хрущева «отодвинут» и отправлен на советскую работу в Чимкент, где и скончался в 1986 году. А причиной опалы стало активное противодействие Ташенева намерению Хрущева выделить из КазССР северо-казахстанский регион как самостоятельный Целинный край.
Амриев начинал в 20-х годах по комсомольской линии, в 30-х даже послужил в ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление. – Прим. ред.). В годы войны много воевал. После работал первым секретарем Илийского райкома компартии, с 1952 года – секретарь Президиума Верховного Совета КазССР, на пенсии жил в городе Панфилов Талды-Курганской области, где и скончался в 1978 году.
4 февраля 1956 года «Сталинский путь» также сообщал, что Президиум Верховного Совета СССР назначил Н.П. Дудорова министром внутренних дел СССР, а прежнего министра С.Н. Круглова от этой должности освободил. И здесь без личного вмешательства Н.Хрущева не обошлось.
Дудоров, деревенский паренек из Владимирской области, был чисто гражданским человеком. То в управлении термоизоляции работал, то в гипсовой промышленности. Пару лет в исполкоме Моссовета и вдруг – министр внутренних дел по личной протекции Генсека! Правда, всего на четыре года. Потом до 1972 года работал начальником Главмоспромстройматериалов при Мосгорисполкоме, где ему и было место. А вот С.Н.Круглов другое дело. С 1938 года на оперативной работе в НКВД СССР, замнаркома внутренних дел СССР, член Военного Совета Резервного фронта, нарком, а потом министр внутренних дел СССР. Лично готовил операцию по устранению Л. Берии. Но после его ареста и расстрела Хрущев записал Круглова в подручные Берии. Логики нет, но это факт. В 1958 году Круглова отправили в отставку и исключили из КПСС. Он занимался малозначащей гражданской работой и при весьма странных обстоятельствах погиб под колесами поезда 6 июля 1977-го на Ярославском вокзале в Москве.
В те дни, сообщала газета, в Кустанайской области проходило совещание передовиков сельского хозяйства. Они выступили с обращением «…ко всем колхозникам и колхозницам, рабочим МТМ и совхозов, специалистам сельского хозяйства» во имя проекта директив ХХ съезда КПСС: по полеводству, по животноводству, по сельскому строительству добиться рекордных результатов». И вот что обещали: в 1956 году по области построить коровников, свинарников и птичников почти на 500 тысяч голов животины! Не знали тогда еще советские люди и «Сталинский путь», что произойдет на том самом ожидаемом ХХ съезде КПСС – Никита Хрущев заявит о культе личности Сталина, будет громить и топтать ногами бывшего идола, перед которым он сам совсем недавно пресмыкался.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ