Сегодня Костанайский педагогический институт отмечает 75-летие со дня основания. Наш собеседник – ректор, доктор географических наук, профессор Куат Баймырзаев.
– Куат Маратович, когда речь идет о юбилярах, принято вспоминать «этапы большого пути». Какими они были у педагогического института?
– В 20 веке, в 1939 году, казахское педучилище было реорганизовано в учительский институт. С этого момента мы отсчитываем свою историю. За эти годы институт менял свое имя, но всегда выполнял главную задачу – готовить педагогические кадры для региона. В советские годы коллектив пединститута становился даже победителем всесоюзного соцсоревнования, вузу вручили, как и полагалось в то время, переходящее красное знамя. Потенциал и мощь института впечатляли! А в 1992 году пединститут вошел в состав КГУ, и значение педагогических специальностей как-то ушло на второй план. Однако прошло 12 лет, и в связи с дефицитом педагогических кадров в республике были открыты пять педвузов, среди них – наш. И уже 2008 году Костанайский педагогический институт подписал в Италии Великую хартию университетов и вошел в международное пространство.
– А что это дало студентам и преподавателям?
– Во-первых, такой шаг говорит о нашей готовности участвовать в Болонском процессе. Во-вторых, у студентов и преподавателей появилась возможность учиться за границей – это так называемая академическая мобильность. И уже третий год мы отправляем семь лучших студентов, свободно владеющих французским, за государственный счет на семестр во Францию. Причем студенты ничего не теряют. Их учеба засчитывается здесь. В этом году отправили в Америку нашего студента в институт штата Вирджиния. Посмотрим, как сложится там. Мы тесно сотрудничаем с госуниверситетом им. Герцена в Санкт-Петербурге. Там стажируются и наши магистранты. Мы стараемся с толком использовать научное направление этого старейшего вуза России. Как говорил глава государства в интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», перед вузами стоит задача – образование, наука, инновации. Эти направления должны быть основой и для нашего института. Образование – это база всего, это цемент личности. И то, какие педагоги будут работать в школе, зависит в том числе и от нас – от нашей материально-технической базы, от профессионализма преподавателей.
– Сколько студентов с дипломом педагога выходят из ваших стен каждый год? И какие специальности сегодня наиболее востребованы?
– Тысяча. Что касается востребованности, то сегодня пользуются большим спросом педагогика и методика начального обучения, дошкольное обучение и иностранный язык. Поэтому на этих факультетах учатся те, кто действительно хочет учиться. Разговаривал как-то с послом Франции в Казахстане. Он очень хорошо отзывался о наших выпускниках, которые сейчас работают в посольствах Франции, Бельгии. Мы изучали потребность школ, знаем, что существует дефицит многих специальностей – учителя физики, химии... Надеемся, со временем закроем и эту нишу.
– Конечно, хорошо, когда выпускники педвуза работают в посольствах, однако в школах, как вы сами сказали, не хватает преподавателей-предметников и, кстати, особенно в казахских школах.
– Мы понимаем. В этом году в Костанайской области открывается Назарбаев интеллектуальная школа для одаренных детей естественно-научного направления. Нужны будут кадры, и требования к ним будут жесткими. Необходимо знание языка, поэтому мы решили открыть в институте Центр полиязычия. Студенты любой специальности в свободное время могут бесплатно учить языки – английский, казахский. Ведь если они будут преподавать химию, биологию на казахском или английском, язык должны знать в совершенстве.
– Куат Маратович, вы учились в советское время. Советский и казахстанский педагог имеют одинаковый вес в обществе?
– В период становления государства мы из-за экономических проблем несколько упустили педагогические специальности. Но сегодня возрождается имидж педагога. Когда я учился, это был очень уважаемый человек, авторитет.
– А вы стали педагогом именно из-за уважения к учительской профессии?
– В детстве у меня были разные мечты. Знаете, как бывает: смотришь фильм – и хочешь стать героем этой картины. Но когда человек осознает, какую пользу для общества несет профессия педагога, если он понимает и чувствует школьную аудиторию – тогда он сделал верный выбор. Я окончил географический факультет КазГУ тогда им. Кирова, сейчас Аль-Фараби. Был активистом, и меня оставили в университете, потом я ушел в науку, затем меня ждала административная работа. И мне очень пригодился весь этот опыт и багаж знаний, когда я возглавил костанайский вуз. Но при этом нужно всегда учитывать, что большую роль в вузе играет хороший педагогический состав. Не будет его – никакую высоту не взять. Даже материально-техническая база, шикарное здание, замечательные студенты ничего не дадут. Основа вуза – коллектив. Педагоги.
– Какие сегодня приходят выпускники? Говорят, что плохо подготовленные. Это правда?
– Директора школ берут наших выпускников, и только они могут дать оценку работе вуза, насколько качественно подготовлены кадры. Но если мы хорошие кадры выпускаем – значит, и к нам приходят знающие ребята. Если еще недавно к нам поступали абитуриенты, набравшие на ЕНТ 55 баллов, то в последние три года приходят ребята с баллами не ниже 77-78. Значит, качество образования в школах растет. Мы работаем вместе директорами школ, отслеживаем минусы в своей работе. Меняем что-то в учебной программе. Одно плохо, что нет преемственности. Вузы должны работать под стандарт школы, а на деле получается, что у школы свои стандарты, у нас свои. Выпускник приходит к нам и снова начинает изучать ту же историю Казахстана или математику с нуля. Дублируем работу, теряется время. Почему бы не сделать так, чтобы заложенная в школе база знаний по предметам просто продолжалась в вузе .
– Ориентир на качество знаний педагога – отлично. Но мне кажется, что сегодня молодые педагоги испытывают дефицит любви к детям...
– Мы делаем акцент на то, чтобы наши выпускники, которые идут работать в школу, любили, прежде всего, свою профессию. Будут любить свое дело, будут осознавать, насколько благороден и важен их труд – будут и детей любить. Самое главное в профессии учителя – терпение. У какой-то части наших студентов его просто не хватает. И тут многое зависит от педагогов вуза. Сумеют ли они раскрыть таланты будущего учителя, воспитать в любви к профессии? Но есть такой штрих: некоторые молодые педагоги стесняются своих учеников, у которых зачастую есть возможности заграничной стажировки, получения лучших интернет-технологий. Поэтому сегодня школьному учителю нужно быть на 3-4 головы выше ученика.
– Но это значит, что нужно постоянно и очень много над собой работать...
– Те дипломы, которые педагоги получили, это ведь всего лишь бумага, которая позволяет трудоустроиться. Учитель должен постоянно учиться. Если он остановится и ограничится тем багажом, который мы дали – через 2-3 года ему будет тяжело. Поэтому в нашей профессии нельзя прерывать учебный процесс...
– Куат Маратович, в 19-м – начале 20 века были педагоги с именем, на лекции которых студенты записывались из разных факультетов. Когда-нибудь придем к такому уровню педагога, как вы считаете?
– Обязательно. Даже сейчас студенты уже записываются в летнее время на предметы, которые будут изучать. В дальнейшем будем вводить и выбор преподавателей. Сейчас ставится задача, чтобы не один педагог преподавал предмет, а три-четыре. Чтобы у студента был выбор. Такая конкуренция между педагогами приведет к тому, что они будут стараться давать интересные лекции, качественные знания. Востребованный педагог всегда будет работать. Если студенты к преподавателю не идут – зачем он нужен вузам? Это называется автономия учебного процесса. И она постепенно вводится. Пока же распределили нагрузку равномерно, но уже видно, к кому желают идти студенты.
– Одно время считалось, что сельские школы не дают такого уровня образования, как городские. Сейчас как?
– Анализ ЕНТ показывает, что в городских школах дети больше набирают баллов на ЕНТ, чем сельские. Думаю, дело в том, что в городе возможностей больше – Интернет, материально-техническая база. Поэтому важно направлять креативных выпускников педвузов в села. Потому что знания школьников, вне зависимости, где они учатся, должны быть на уровне.
– Раньше после окончания вуза молодые специалисты ехали в село, иначе дипломов им не выдавали. А сегодня разве заставишь выпускника работать в деревне?
– И сейчас законодательно есть отработки для студентов по сельской квоте. Им и подъемные неплохие, и жилье, и беспроцентный кредит для покупки жилья. Многие ТОО или КХ сами учат педагогов из местных ребят для своих школ. Понимают: не будет педагогов – люди разъедутся.
– А как вы оцениваете систему тестирования в школах, вузах? Сегодня это очень спорная тема.
– У нас только некоторые языковые дисциплины сдаются устно преподавателю. Остальное – тестирование. Чтобы сдать тест, нужно пройти промежуточную аттестацию, набрать кредитные баллы. А это подразумевает и общение с педагогом, и работу на семинарах, самостоятельную работу. Студент получает объективную оценку своих знаний. Педагог ему не поможет, не скажет: «Ты хорошо относился к моему предмету на протяжении семестра, за это поставлю оценку». Если будет много таких «за это», то студент недополучит знания, а у нас в школах не будет хороших педагогов.