Осенью невольно хочется писать о безнадежности. Например, о том, почему у нас закрылось НеКафе, не ведутся хипстеры и уезжают творческие люди.
Точка отсчета
Сначала о хипстерах. Не путать с хиппи. Это такая элитарная субкультура. Хотя корень словообразования у них общий – «to be hip» (быть в теме). К хипстерам относится обеспеченная городская молодежь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и арт-хаусным кино, современной литературой.
В общем, вот цитата про них из Википедии: «Свитер, перешедший к вам от бабушки, очки в стиле Боба Дилана, бриджи из джинсовой ткани, кеды „Converse“ и банка „Pabst“– бам, вот вам и хипстер». Так вот, хипстеров в столь конкретном образе у нас я не нашла. Есть люди, которые читают современную литературу, слушают альтернативную музыку и т. д., но все они, как правило, внешне ничем не выделяются. Считать ли их хипстерами?
Впрочем, я задумалась о другом. Почему в Костанае не приживаются интеллектуальные необычные проекты и идеи? Почему творческая молодежь уезжает в дальние дали, едва оперившись? Не раз я слышала от тех, кто помогал им опериться, слова сожаления. И понимания, что да, конечно, хочется лететь и творить. Отчего же нельзя лететь и творить здесь? Попробуем разобраться.
Не НеКафе
В начале этого месяца интересное кафе, в котором не было алкоголя и еды, приказало долго жить. Вернее, его создатели обтекаемо объяснили, что решили изменить профиль заведения.
НеКафе прожило примерно полгода. Здесь можно было встретиться с друзьями, поиграть в настольные игры, выпить чаю или кофе, воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Платить нужно было только за время пребывания – одна минута стоила 10 тенге. НеКафе много в России, есть в Казахстане. Они одинаковы, их владельцы покупают франшизу (уже готовый и отлаженный бизнес-проект).
Один из соучредителей заведения, владелец других подобных заведений на территории Казахстана Олег Нагибин сказал, что заведение не закрывается. Просто будет работать другой проект, не по франшизе. Но сообщил, что НеКафе в Астане и Алматы сохранят свое лицо, а здесь политика НеКафе будет убрана.
Рис. В. Березкина
Достойная официальная версия. Но народ упорно обсуждает другую: не так уж много в нашем регионе людей, которые готовы платить просто за дружеские посиделки. Владельцы это отрицали. Однако в заведении, которое пришло на смену, теперь курят кальяны. Не в осуждение. Но в подтверждение того, что одними играми сыт не будешь. Это, кстати, относится не только к НеКафе. Лично я писала о нескольких интересных проектах, связанных с развлекательно-игровой деятельностью, которые не прижились. Не пошли. Почему?
Два-три миллиона
– Сегодня, чтобы делать маленький бизнес, нужно думать о мировой геополитической ситуации, – говорит молодой предприниматель Анатолий Балышев. И рассказывает о том, что даже в традиционные бизнес-проекты этот фактор вносит свои коррективы. К примеру, нынешним летом Анатолий вносил свою лепту в развлекательную индустрию центрального парка. Однако девальвация плюс погодные условия... Что уж говорить о проектах, риски которых просчитать практически невозможно?
Один из них Анатолий пытался реализовать без обращения к банкам. Проект «Волшебные письма». Предприниматель предлагал родителям в качестве поощрения доставлять для ребенка письмо от любимого героя. Доставленное почтальоном в костюме, с подарком от героя, оно имело бы хороший воспитательный эффект. Однако дело не пошло. Если бы, конечно, развернуть широкую рекламную кампанию, нанять постоянный штат и заниматься этим проектом постоянно, возможно, что-то и вышло бы. Но на это нужны деньги. Обращаться к банками за кредитом – риск велик. Самостоятельно заработать 2-3 миллиона, необходимые на раскрутку дела – без шансов.
Анатолий говорит, что не раз был свидетелем того, как интересные идеи продолжали оставаться идеями. И все потому, что реализовать их не на что. Единственное, на что можно надеяться – поддержка государства. Сейчас Анатолий готовит несколько проектов для фонда «Даму», где государство берет на себя 50% ответственности за выплату кредита. А вдруг какой-то из этих проектов покажется интересным. Но здесь есть и другая проблема – как совместить в себе полезность проекта и его креативность?
Кэп
То есть Капитан Очевидность. Так говорят человеку, который излагает общеизвестные истины. Таким человеком сейчас являюсь я. Поднимаю древний вопрос: почему уезжают творческие люди. Получаю от психолога Игоря Зуева интересный, но тоже не новый ответ:
– Творческий человек часто талантлив, но заглядывает наперед, а сознание людей еще не готово к восприятию его творчества. И он впадает в отчаяние, думает, что его не понимают, что нужно искать там, где видят. Эти люди уезжают. Но сталкиваются с теми же проблемами. А вернуться уже не могут, начинают перестраиваться в другом мире. Хотя можно и в этом вести поиск взаимоприемлемости. Прожить какой-то период, пережить критику, понять, что не все готовы тебя понять. И найти свой путь.
Между прочим, есть такой путь.
Луч света
Маршалл Маклюэн – это канадский социолог, который еще в шестидесятых годах прошлого века спрогнозировал развитие Интернета и глобализацию. Он представил мир в виде «глобальной деревни», в которой Интернет делает доступным каждого человека на земном шаре. Но ведь доступен человек может быть не только для общения. Но и для принятия творческого потенциала. И уезжать не надо. Выходи в Интернет и дари свой талант.
Андрей Чижек работает ведущим на радио «КН» уже восемь лет. Он тонкий ценитель современной литературы, альтернативной музыки, элитарного искусства.
Все это – не ради принадлежности к хипстерам. Андрей равнодушен к внешним ярлыкам. Главное для него – увидеть тот свет, который он чутко улавливает в любом хорошем произведении. Будь то музыка, литература или кино. Поэтому уже несколько лет он ведет на радио передачи «Порядок Слов» и «Finest Hour”. Для первой каждую неделю пишет рецензии. Вторая – уже много лет отдушина и для него, и для радиослушателей. Сначала только костанайских. Но вот уже два года как эту передачу слушают люди из ближнего и дальнего зарубежья. Россия, Украина, Беларусь, Великобритания и США.
«Finest Hour” – час инди-рока, брит-попа, пост-панка и прочих альтернативных жанров. Понятно, что такое не для широкой аудитории. Посему выходом к слушателям для Андрея стал сайт Mixcloud – онлайн-платформа для распространения оцифрованной звуковой информации, обладающая функциями социальной сети. Благодаря этому у костанайского радио значительно расширилась аудитория. В среднем, за час на Миксклауд – 60-70 прослушиваний. А за два года их «набежало» более девяти миллионов.
Дело вот в чем. Интернет сегодня дает в руки всем инструменты – стройте! И бизнесменам, и музыкантам, и критикам, и искусствоведам. Он помогает строить мосты и разрушать стены. Но прежде чем выйти к аудитории, нужно проверить себя. На методичность, на обязательность и умение заниматься делом даже когда нет сил, времени и… желания.
… Кто сказал, что осень – время безнадежности? Наоборот. Чем глубже в осень, тем ближе к весне.