Борьба за здоровье нации требует жертв, прежде всего финансовых.
С 1 января этого года для производителей водки акцизный налог увеличился вдвое. Ставка была 200 тенге с литра, стала – 400. Как известно, уплата акциза производится по месту регистрации плательщика акциза. В Костанайской области водка производится в Лисаковске и в Рудном – здесь, по сравнению с предыдущими годами, объемы выпуска водочной продукции значительно упали. Бюджет по итогам года недополучит весьма круглую сумму. Порядка миллиарда тенге – так оценивают масштаб водочного недобора в кулуарах. Однако заместитель начальника налогового департамента по Костанайской области Кайрат Оркашбаев говорит, что до миллиарда дело пока не дошло. Но тенденция четкая – сокращается не только производство, но и потребление водки.
Формирование такой тенденции складывается из первичных и вторичных факторов. Если повышение акциза влияет на объемы производства, то идет сокращение и других видов налогов. Например, индивидуальный подоходный налог (в общей сложности) зависит от числа работающих на предприятии. Производство – меньше, рабочих – меньше, ИПН – меньше. Наблюдается и такой нюанс: в Казахстане водка была значительно дешевле, чем в России. И оттуда жители приграничных областей специально приезжали за нашей продукцией. Это был настоящий поток, сейчас он тоже иссякает.
Иссякает и круглосуточная торговля водкой. Если в отдаленных районах и селах графики продажи алкоголя все же нарушаются, о чем наши читатели не раз сообщали, то в городах найти ночью водку не так просто. Хотя скептики приводят разные примеры того, как пьющие граждане находят лазейки. Но лазейка и широко раскрытые ворота, согласитесь, не одно и то же.
Политическая воля в отношении борьбы с алкоголизмом пока безальтернативна. Государство планирует достаточно жесткие меры и по напиткам менее крепким, в том числе по пиву. В прошлом году глава государства призывал и Правительство, и парламент не поддаваться алкогольному лобби. Большинство граждан поддерживает подобные меры. Но и вопрос пополнения бюджета стоит весьма остро.
Кайрат Оркашбаев на этот счет сказал нам так:
– Налоговики поддерживают Президента. Здоровье нации – это стратегическая цель, к которой мы должны идти всем обществом. На чаше весов – очень серьезный вопрос...
По словам Кайрата Мырзасалыковича, компенсировать потери бюджета на водочном акцизе должны новые предприятия, их надо создавать, надо трудоустраивать людей, чтобы они не пили, а работали. Он высказал очень здравую мысль: иллюзий, что мы избавимся от всех алкоголиков, никто не испытывает, но ни одна страна не стала экономически развитой за счет того, что свободно продавала водку, что ее производители платили низкие акцизы. У развитых экономик – совсем другие стимулы...
В Интернете мы поискали информацию о стоимости водки в западноевропейских странах. Есть дешевая, есть дорогая – все как у нас. Комментарии с постсоветского пространства к этой теме весьма ожидаемые – о «спотыкаче», о бутлегерах. Но когда с ними борются, то даже школьник понимает: государство не приемлет пьянства, в любых формах. Когда не борются, значит, пей, хоть лопни.
Коллизия – пить, чтобы бюджет не ржавел, – сложная для разрешения. Хорошо бы выстоять в борьбе с зеленым змием и не терять в казне. Получится ли?