1 октября День пожилого человека. Связываете ли вы количество прожитых лет с возможностями? Скорее всего, да. Так вот, истории наших героев разрушат ваши представления.
Хорошо, что Моторико не ушёл
Это наш мэтр. У Владимира МОТОРИКО в трудовой книжке одна запись. Начало работы в газете – 1971 год (почти полвека).
Марина
Я дождался, когда Владимир Михайлович пошел домой на обед и сел за его рабочий стол. Так лучше получится рассказать об этом замечательном человеке. Кабинет он делит с молодым журналистом Мариной Первухиной.
– Что ты можешь рассказать о Владимире Михайловиче? – спрашиваю. – В трех словах.
– Только утром думала, как мне повезло с ним. Бывают ведь люди старшего поколения – сварливые, говорят о болячках или просто молчат.
– А он?
– Он искренний – если мой материал ему не понравится, он говорит, что он плох. И советует, как его лучше сделать. Он сам пишет, как будто говорит.
– Да, точно, читаешь его, как будто встретил на улице давнего знакомого и разговорился.
– Он про все интересно рассказывает – про свою дачу, про варенья, грибы, домашнее вино.
– Про старый город, – добавляю.
– Он знает все про журналистов, которые здесь работали и вообще про видных людей города.
– Про ретро-музыку.
– Про фотографии...
Стол
На столе органайзер с увеличительным стеклом, кедровая шишка, множество листочков с округлыми буквами и подчеркнутыми телефонами, две стопки старых блокнотов. Я не решился их открыть, но в них, думаю, найдутся телефоны, имена людей, которых уже и нет на свете.
Вот копилка. Два футляра от очков, калькулятор, линейка, ручка с красной пастой, икона, звуковые колонки. Владимир Моторико – большой меломан. Иногда он делится со мной ретро записями. Такие артисты, как Мартинес Мения, Альдо Конти, Герберт Рид, оркестр Вебера, Эмброуза, Минха – перечислять можно на все восемь газетных полос. Целая коллекция. Я их периодически слушаю. Владимир Моторико стоял у истоков радио «КН». Радио вышло в эфир в 1998 году. Он мне рассказал, что ему предлагали бесплатно спутниковую тарелку и оборудование (представьте, какой подарок в 1998 году). Взамен Владимир Михайлович должен был транслировать передачи радио «Свобода».
– Но я подумал, они (американцы. – Прим. ред.) сейчас Югославию бомбят, а мы их будем транслировать...
Владимир Михайлович не скрывает ностальгии по Советскому Союзу. В 2017 году он был на юбилейном параде коммунистов, посвященном 100-летию Октябрьской революции. Вот, как он начал материал.
«Мне редко выпадало это счастье. И 7 ноября, и 1 мая обычно я встречал в типографии, за версткой праздничного номера газеты. И только ближе к полуночи попадал домой, чтобы увидеть по телеку отголоски события. Кто-то возмущался обязаловкой, мне же иногда хотелось не в типографии мыкаться, а пройтись со всеми в праздничной колонне. А потом уже шагать домой, глядя на замыкающих демонстрацию товарищей. И вот на этом углу у Детского мира гастроном «Юбилейный» всегда выставлял столик с нехитрым набором разных напитков, и можно было без проблем отовариться... Сегодня нигде не гремели оркестры».
Опыт
– А еще он пишет один материал, не отвлекается и переживает за него, – вспомнила Марина. – Дает его почитать героям перед публикацией.
– Это важный опыт – помогает избежать ошибок, – говорю.
– Еще книги читает непопулярные, например, сейчас про забайкальских казаков.
– А еще грустит иногда по своей собаке. Его звали Рональд – он умер. Владимир Михайлович как-то сказал: «Был у меня в жизни один настоящий друг, все остальные, если вспоминать, просто так, приятели».
– Вообще он классный.
– Согласен. Я вот думаю, хорошо, когда в коллективе есть хранитель традиций, принципов, забытой культуры что ли. Ведь как у людей – мы живем и получаем свой жизненный опыт. Когда мы его получаем, жизнь кончается и мы не можем им воспользоваться. Молодые растут, не слушают старших, ищут собственный опыт. Когда они его находят – жизнь снова заканчивается. И вот так – все ошибки люди уже совершили и только повторяют их из века в век. В общем, полезно иметь в коллективе Владимира Михайловича. Хорошо, что он не ушел на пенсию...
А у вас в коллективе остался такой человек?
Незаменимый
Его отсутствие на производстве сегодня ощущают все. И коллеги, и руководство. Николай ЗУБАРЕВ оказался незаменимым специалистом.
Последний день сентября для Николая Александровича тоже особенный. Завтра День машиностроителя. А Николай Зубарев – яркий представитель этой профессии. Большую часть жизни трудился на кустанайском ремонтно-механическом заводе. А в 2004 году, когда начал работать «АгромашХолдинг», пришел сюда работать токарем. Тогда предприятие переживало сложный период. Не было специалистов, которые могли бы запускать новое производство.
Николая Зубарева поставили на самый сложный и самый важный участок – по оснастке. Ведь это фундамент производства. Специалист, занимающийся установкой оснастки, должен иметь высочайший уровень подготовки. Николай Александрович именно такой работник. Чуткий и очень человечный руководитель. Так про него говорили. Но... если вопрос касался производства, то тут вся мягкость уходила в тень. В голосе сталь, прочь эмоции и сомнения. Даже в самые кризисные моменты Николай Зубарев умел сохранять спокойствие и рассудительность.
На участке под руководством Зубарева совместно работали и конструкторы, и производственники. Сначала отрабатывали опытные детали, водяные, масляные насосы, а затем уже пошли и автомобили. С каждый годом производство росло, усложнялось. Требовались решения по оснастке, инструментам, обучению специалистов – все это было в компетенции Зубарева. Он сам уже и в чертежи вносил изменения, каждый нюанс знал и давал готовые решения. Более того, находил пути для упрощения работы, повышения коэффициента полезного действия рабочих, повышал производительность труда.
За безупречный труд и высокие производственные показатели Зубарева Николая Александровича в этом году удостоили звания Ветеран труда. Руководство благодарит его за самоотдачу и верность заводу. Сейчас здесь трудится его сын – тоже Николай. Занимается вопросами по развитию сельхозпроектов.
Жить работой
Невропатолог костанайской железнодорожной больницы Гульжаухар САПАНОВА в следующем году отметит юбилей – 70 лет. Но она не сидит дома, очень востребована, любима пациентами.
Одна, вторая, третья палата. Гульжаухар Султановна словно бабочка порхает по отделению. И для каждого пациента находит доброе слово.
– Откуда силы берете? – спрашиваю.
– Просто люблю свою работу, – отвечает Гульжаухар Султановна. – Нас ведь учили работой жить. Сегодня, увы, у многих молодых врачей иные принципы. Один коллега мне сказал, «за полторы ставки пахать как вы не буду. Больше получу, продав пару туфель».
В медицину Гульжаухар Сапанову привела трагедия в семье. Когда ей было 13 лет, мама попала в ДТП – машина столкнулась с автобусом. Это случилось в сельской местности. Прибыли костанайские хирург с медсестрой, но врач почему-то маму Гульжаухар смотреть не стал, доверил пациентку медсестре. Та сказала женщине встать, она это сделала и... случился разрыв брюшного отдела. Мама умерла. И дочь решила стать врачом, чтобы помогать жить, избавлять от боли. И работать неравнодушно, сердечно, сострадательно.
Гульжаухар Султановна пришла в железнодорожную больницу в 1979 году. С тех пор место работы не меняла. А в общем за ее плечами 46 лет работы. Кстати, отделение неврологии в железнодорожной больнице считалось одним из лучших в советское время. И сегодня отделение отличается – следует за современными методами.
– Новые технологии, конечно, подспорье для врача, – считает Гульжаухар Султановна. – Но врач должен прежде всего рассчитывать и на свой опыт, знания и интуицию.
Став пенсионеркой, Гульжаухар Султановна не оставила рабочее место. Просили остаться. Десять лет ездила с медицинским поездом «Саламатты Қазақстан».
Есть у нашей героини любимая талантливая ученица, ее гордость – врач-невропатолог Гульнара Ибентаева. А вот дети по стопам мамы не пошли. Зато подрастает внучка, которая частенько берет в руки бабушкин стетоскоп. Будет кому передать опыт и знания.