Лариса ВАСИЛЬЧЕНКО 33 года преподает в костанайской школе-лицее № 1 математику. И влюбляет в предмет даже самых отчаянных гуманитариев.
Прямая
Это не только математический термин, но и основная черта характера Ларисы Владимировны. Она всегда говорит то, что думает. Всем. Для нее нет кумиров и компромиссов. При этом очень экспрессивная: когда выговаривает за разгильдяйство, морально нарушителю достается так, что у сторонних наблюдателей поджилки трясутся. У учителей ведь как: есть те, кто кричит, потому что всё достало, работу он свою не любит, ученики раздражают. А есть те, кто вовлечен в процесс и не дает окружающим от этого процесса отвлечься. Таких учителей обычно и ценят, даже те, кому от них достается. Потому что такие учителя не против учеников, а за них. Так вот это про Ларису Владимировну.
А еще она не строит из себя недосягаемый авторитет. Ее просто слушаешь – и уже хочется действовать. Учит решать быстро, соображать в критической ситуации, если не получается, не жалеет, ставит двойки.
– Я понимаю, что это не методика: ставить пять двоек в ряд, но потом-то они начинают соображать! Чем больше мы будем нянчиться со всеми, тем хуже, – считает учитель.
По своим формулам – жизненно-математическим – сочетание скорости, затраченного времени и усилий она превращает в навык. Его прививает и ученикам. У Ларисы Владимировны даже двоечники учатся. Как это получается? Может, потому что ее двойка – это не приговор, а толчок к действию…
Начало
– В наше время было всего два института: сельскохозяйственный и педагогический. Тогда говорили: «Если ума нет, иди в пед». Вот я и пошла, – смеется героиня. – Хотела преподавать французский, но потом поняла, что он не слишком популярен, и стала математиком.
Её судьба должна была сложиться иначе. С подружкой собирались уехать на север, но тут получила направление в первую школу. Плакала, а потом поняла, что уже не может бросить школу. Вспоминает начало работы как золотое время, свободное. Потому что могла вносить свои коррективы в порядок прохождения материала, разрабатывать свою методику. Работала усердно, готовилась к урокам и как педагог, и как ученик: писала, решала задачи. «Не могу прийти в класс и спросить пример, который сама не могу решить. Другие дали самое простое и успокоились. Я так не могу».
Молодые нужны всегда
– Родители за последние годы поменялись больше, чем дети, – говорит Лариса Владимировна. – Сейчас они больше на стороне ребенка, не всегда понимают учителя и выгораживают своё чадо. В программе свои шероховатости – она усложняется, а часы уменьшаются. В следующем году будет три часа математики в неделю! И мы будем спрашивать у детей, что это за фигура, а они должны показать. И это вся геометрия! Математики должно быть больше. Раньше у детей могло быть четыре урока математики в день. Они кайфовали!
Молодые учителя, по мнению Васильченко, сегодня тоже изменились. Многие приходят и думают, что все знают, не хотят учиться у старших, принимать во внимание их опыт.
– А школа – это не место, куда можно прийти и сказать: я супермен. Нужно постоянно работать над собой, учиться. Школе постоянно нужно молодое пополнение, потому что люди в возрасте на разных волнах с детьми. Да, после второго десятка стажа начинается эмоциональное выгорание. Но лично у меня, когда подхожу к школе, плечи сами расправляются.
Она говорит, если бы можно было прокрутить жизнь назад, всё равно бы стала учителем. Говорит, что дети стали как родные, за них готова в огонь и в воду. Верит, что они будут вспоминать ее добрым словом. И она права. Будут вспоминать и ее, и ее знаменитые фразочки, которые знают все старшеклассники первой школы: «Я фигею в этой психбольнице», «синус любит косинус», «сочиняешь сказки про белого бычка» и другие. С праздником вас, Лариса Владимировна! Спасибо за то, что вы настоящая.
Арсений СТАКАНОВ, корреспондент и ученик
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО