В Сарыкольском районе проблема – оба кладбища райцентра (мусульманское и православное) переполнены.
Второй слой
Вопросы о том, что тесно стало на кладбищах, что нужно дополнительное место для захоронений, неоднократно поднимались на сходах и прочих общественных собраниях за последние несколько лет. Билась над проблемой инициативная группа. Жители Сарыколя Анатолий Павлюченко и Владимир Прокофьев дошли до акима области.
– Это социально значимый вопрос, – говорит Павлюченко. – Каждый житель поселка рано или поздно провожает близкого в последний путь. И каждому важно похоронить родственника достойно.
Мусульманское кладбище сельчане сначала пытались расширить собственными силами. Три года назад собрали 1,3 млн тенге на ограждение. Этого хватило только на кусочек в 21 пролет. Так он и стоит в стороне, отмечает место, до которого будет расширена территория. Чтобы ее огородить, нужно несколько десятков таких кусочков. Где взять деньги?
С христианским кладбищем еще хуже. Оно старое – более ста лет. В новой части могилы стоят так тесно, что пройти нельзя – лишь протискиваться. В старой части есть пустые участки, но они таковыми только кажутся.
– Здесь уже второй слой захоронений идет, – говорит Павлюченко. Его слова подтверждает предприниматель Александр Крыжан, который занимается здесь ритуальными услугами.
– Бывает, роем могилу: вроде бугров не видно, а в земле вдруг несколько скелетов. Выкапывали даже останки, завернутые в бересту – так раньше хоронили, – говорит Александр.
Почти
Анатолий Павлюченко рассказывает, что впервые о проблеме акиму района (тогда им был еще Эльдар Кузенбаев) они начали говорить в 2015 году. Если с мусульманским кладбищем вопрос можно было решить без особого напряга – территория рядом с действующим позволяла просто расширить погост, то с христианским все было сложнее. Расширять некуда, нужно искать новое место, стало быть, выделять землю.
В ноябре 2016-го вынесли постановление о выделении земли для христианского погоста. В 2017-м аким района сказал, что средства для расширения и создания нового кладбища будут собирать с населения. Это инициативную группу не устроило, большие суммы так не собрать. В декабре 2017 года Прокофьев и Павлюченко пришли на прием к акиму области. Рассказывают, что глава региона при них позвонил акиму района – вопрос решился.
– Весной на заседании в общественной приемной «Нур Отана» Эльдар Кузенбаев при всех отметил наши старания, сказал, что благодаря инициативным сельчанам на реорганизацию кладбищ были выделены деньги: пять миллионов – на христианское и три – на мусульманское кладбище, – рассказывает Анатолий Павлюченко. История почти закончилась на положительной ноте. Ключевое слово здесь «почти».
Павлюченко и Прокофьев объясняют, что сначала районные власти планировали сделать все через общественный фонд «Сарыколь 2012», заключить договор с Александром Крыжаном. Он тоже готов был взяться, вместе с инициативной группой обсчитал проект самого финансово затратного христианского кладбища. Выходило, что нужно около 6 млн тенге: полтора миллиона – работа, остальное – материалы. Но потом акимат решение изменил, в апреле объявили тендер (именно для христианского кладбища), выставили сумму 5,3 млн тенге. Выиграла конкурс компания из Кокшетау. Предложила сделать работу за... 3,8 млн тенге.
Потрачено
Не успели Павлюченко и Прокофьев оправиться от шока – как можно сделать работу за половину ее реальной стоимости, как ситуация вновь изменилась. Вдруг место, которое изначально определили под новое кладбище, оказалось... неподходящим.
– Его уже даже батюшка освятил, – говорит Павлюченко. – А тут вдруг такое...
Аким района (все еще Кузенбаев) объяснил, что, оказывается, ГКП «Улан» не дало согласия: на территории, отведенной под кладбище, проходит водопроводная сеть. Эта ситуация инициативную группу выбила из колеи. Народ не мог понять: как же так получилось, что подрядчик был найден, а места вдруг не стало? Плюс деньги, которые были предназначены для ограждения, теперь использовали для других нужд. Так что новое место для кладбища есть, а денег нет.
Это только часть проблемы. Первое место было идеальным, близко от поселка. Новое, которое уже официально утвердили, от поселка в двух километрах. Дорога к нему только полевая.
...Подпрыгиваем на ухабах, едем смотреть место. «Это еще сухо сейчас, – говорит Владимир Прокофьев. – Стоит небольшому дождю пройти, и всё, не проехать. Солончаки здесь, высыхает долго.
К нам подъезжает еще один участник инициативной группы. Он живет недалеко, на краю поселка. «Я тут весной хожу и рыбу ведром из луж вычерпываю, – говорит Юрий Штепа, – весной на территории, выбранной для кладбища, месяц стоит вода, потом еще высыхает около месяца».
Поле, отведенное для погоста, делит линия высоковольтных передач. Слева – территория будущего кладбища. Там две балки и лиманы. «Нормальной земли с гектар», – подмечает Павлюченко.
Но больше всего мужчины переживают за дорогу: как хоронить зимой? Александр Крыжан тоже приехал посмотреть территорию. Ему акимат предлагает взять ее в аренду, обслуживать кладбище. Александр пока не знает, соглашаться или нет: слишком много «но» и «если». Зимой к старому кладбищу, которое в черте поселка, ему приходится три часа пробивать дорогу на арендованной технике. А тут сколько придется дорогу чистить? И что будет, если человек умрет весной, когда на участке будет стоять вода? Сейчас минимальные похороны обходятся в 54000 тенге. Насколько возрастут затраты?
Проблемное решение
В общем, на данный момент решение многолетней проблемы рождает пока только новые проблемы. Нужны деньги на дорогу и ограду. Нужны деньги на ограждение мусульманского кладбища: если в отношении христианского погоста хотя бы были какие-то движения, сумма, пусть и нереализованная, была обозначена, то с кладбищем мусульманским вообще тишина. И три миллиона, о которых говорилось ранее, вообще не обозначались официально. Причем на данный момент сменилось руководство как района, так и поселка.
Аким Сарыкольского района с июля этого года – Амантай Балгарин. Он уже внес лепту в решение наболевшего вопроса – выбрал вышеописанный участок для кладбища. Но этом году районный бюджет не будет выделять средства на ограждение кладбищ. Поселковый акимат выделить средства на кладбища не может: несмотря на то что с этого года у акиматов свои бюджеты, по словам акима поселка Ермека Ибраева, деньги выделить невозможно, потому что... кладбища (и мусульманское, и христианское) не числятся на балансе акимата поселка.
...Два дня назад Анатолий Павлюченко и Владимир Прокофьев вновь побывали на приеме у акима района. Им четко подтвердили: вопрос с новым местом для кладбища уже решен, деньги из районного бюджета в этом году на ограждение и прочее выделяться не будут.
Тем временем люди продолжают умирать. А места нет...
P.S. По словам первого заместителя председателя районного филиала партии Нур Отан Геннадия Батуринца, работы по обустройству нового христианского кладбища начнут осенью, в первом квартале 2019 года будет решаться вопрос выделения денег и участия местного сообщества.
Официально
Цена вопроса – 20 миллионов
В данной ситуации немало вопросов. Почему о водопроводе узнали уже после тендера? Почему деньги использовали на другие нужды? Кто будет делать дорогу до нового (если оно будет) кладбища? Их мы задали акиму поселка Сарыколь Ермеку ИБРАЕВУ. Несмотря на то что он в новой должности только месяц, в ситуацию уже вник.
– Пока проводили конкурс, параллельно согласовывали вопрос использования территории. Кстати, району еще повезло, что подрядчик, который выиграл конкурс, там у себя, в Кокшетау, был признан недобросовестным. Иначе они могли бы подать в суд и истребовать неустойку. Деньги, которые были выделены на кладбище, необходимо было освоить. Поэтому мы перенаправили их на нужды поселка: приобрели энергосберегающие фонари, кронштейны, выровняли столбы освещения в центре.
Место, выбранное для нового кладбища, определено окончательно. Вариант, конечно, не идеальный. Но уже все согласовано с лесничеством, дорожниками, РЭС и МРЭТ (межрегиональный энерготранзит). Потому что другого участка нет. После первой территории, от которой пришлось отказаться из-за того, что под землей водопровод, рассматривали еще два участка. На территории одного был скотомогильник, другой – земля ТОО «Мелитопольское». Глава хозяйства сначала обещал выделить несколько гектаров, потом отказался.
Теперь, конечно, нужно будет строить дорогу. Если напрямую, это будет полтора километра. Сделать дорогу и ограду, проложить трубу для отвода воды в целом обойдется в 20 миллионов тенге. Будем собирать общественность, предпринимателей, решать вопрос.