Жители Степановки Мендыкаринского района четко уяснили: для того чтобы уважать своих предков, нужно их знать...
Зачем?
Найти корни – колоссальный труд. Суета затягивает, в селе домашних забот и хлопот хватает с раннего утра до поздней ночи. Хорошо, когда есть Вера. Фамилия Веры – КОРОТЧУК. Педагог на пенсии нашла себе хобби – для школьников ведет кружок краеведения и помогает селянам найти своих предков.
– Из областного архива мне передают списки первых переселенцев. А дальше кропотливая работа с бумагами, – рассказывает Вера Васильевна. – Ищу общие фамилии, отчества. Свои корни нужно знать всем. А то, бывает, живут брат с сестрой на соседних улицах и не знают, что они родня.
Мы все родные
В семье 82-летнего Николая Ковальчука про Веру говорят, что на таких людях мир держится. Вот как она им помогла:
– По архивным спискам стало ясно: Ефрем Лощенко прибыл в Боровской район в 1893 году из Украины. После отмены крепостного права там была слишком большая плотность населения, пришлось уходить, – объясняет краевед. – В Степановке сейчас живут четыре поколения потомков Ефрема. Николай Ковальчук – самый старший. Недавно у него родился десятый правнук. Представляете, какая большая семья! Они очень дружные, добропорядочные. Хочется, чтобы наследие их жило.
О Николае Петровиче родные говорят с гордостью. Дед – первоцелинник, заслуженный киномеханик, ветеран труда. В кинобудке отработал 21 год без отпуска! Сейчас сам копает картошку, собирает лечебные травы, держит пчел и кроликов. Старается для семьи.
В благодарность за поисковую работу, проведенную Верой Васильевной, семейство передало в пришкольный музей, за который отвечает тоже Вера, рушник.
– Это дорогой предмет для нашей семьи. Его расшивала наша бабушка, когда готовила отца к свадьбе. Ему не меньше 60-ти лет. Раньше рушником молодых благословляли.
Бесценный склад
Ситуация с музеем странная – по факту он есть, а по бумагам нет. Да и пришкольным его назвать сложно, поскольку он ютится в помещениях административного здания Степановки. Так как музей неофициальный, то зарплаты у Веры нет. Ее заработок – 1700 тенге в месяц за ведение кружка краеведения. Получается, для музея она волонтер. Но при этом главный (и единственный) работник. Она говорит: не в деньгах счастье, но хочется, чтобы в музее были современные стеллажи. Для этого нужно финансирование, а откуда ему взяться, если по бумагам музея нет?
Нынче музей больше напоминает склад с экспонатами. А полюбоваться здесь есть чем: старинные украшения, прялки, чески для пуха. Рядом печатная машинка, югославская радиостанция, сита, крынки, коромысла, деревянные иконы, довоенные чугунные утюги, ухваты, навесные детские колыбельки... Много информации о людях, которые создавали село и трудились на его славу. Именно сюда приходят школьники за знаниями по краеведению.
Николай Ковальчук – самый старший. Недавно у него родился десятый правнук.
А они живы!
– У нас многие теперь ищут своих. Одна семья нашла по своему роду почти 700 человек! А в конце прошлого года мы нашли людей, которые давно считались погибшими, а они живы. Аж семеро человек! Живут в соседнем Челябинске. Я много важного и о своей семье нахожу. Пять лет искала дядю, погибшего на войне. Нашла.
Есть у Веры Коротчук планы:
– Вместе с другими мендыкаринцами начать работу по поиску сакральных мест. И разобраться в истории создания топонимов. В общем, вопросов у нас еще много. Ведь так много сокрытого историей!