В народе третье воскресенье октября называют днём лесника. К слову, примерно в это же время у лесников начинается уборочная кампания. Они собирают... шишки.
Только представьте: ваше рабочее место – это лес. Вокруг поют птички, белки скачут с ветки на ветку, воздух прозрачен и чист... Красота! С таким настроением я и направилась в Аракарагайское учреждение лесного хозяйства Алтынсаринского района. Моя цель: примерить на себя профессию лесничего, променяв кабинетную пыль на хвойную свежесть соснового бора.
Минус романтика
О том, что птички нам петь не будут, стало понятно сразу. Ранним утром, когда мы прибыли в Красный Кордон, порывы ветра были такими сильными, что диктофон записывал сплошной свист. Под этот аккомпанемент мы миновали пожарную вышку, административное здание, лесопожарную станцию и автобоксы. Облачившись в робу, вошли в святая святых лесничества – семенной склад.
– Семена – золотой запас лесхоза, – начал инструктаж инженер лесных культур Сергей Панькин, держа в руках десятилитровую бутыль с разноцветными семенами. – Это фонд прошлого года – 230 килограммов семян сосны обыкновенной. Хватит на два года посевов.
К слову, площадь лесхоза – 45 тысяч гектаров. Здесь растет не только сосна, но и осина, береза. В этих лесах водятся косули, лоси, кабаны, зайцы, лисы, енотовидные собаки, барсуки. Возрождается популяция белок. В советское время рыжим сильно досталось – они погибали из-за химобработки. Только спустя 30 лет оклемались.
Ну, за работу!
Дина Васильева – лесокультурница. Проще говоря, разнорабочая. Именно ей «посчастливилось» потратить время на обучение новобранца. Меня. Нас подвезли к высоченной 80-летней сосне, макушка которой, казалось, упиралась в стратосферу, и вложили в руки палки. Объяснили, что это крючки – приспособления для сбора шишек. По сути, это трехметровые черенки с наконечниками наподобие гарпуна. Этим самым наконечником нужно подцепить шишку на ветке, прокрутить и резко рвануть вниз. Делов-то, подумала я, но...
Через десять минут настигла одышка. Вспомнила, как в институте работала мастером отделочных работ в строительном отряде. Стоя на расшатанных козлах, шпателем вытягивала потолки. Приходилось балансировать на неустойчивой поверхности. С крючком вышло нечто похожее: длиннющий черенок расшатывался на ветру, мешая зацепить вожделенную шишку. Итог: за 15 минут мучений – две сорванные шишки. Две!!! Заместитель директора лесхоза Дмитрий Харченко смотрел на мои манипуляции, прищурив глаза. Потом заметил: годовой план по сбору – 12 тонн шишек. А это 120 килограммов семян.
Не смогла бы. На склад
Начало сбора шишек – первые устойчивые морозы. Минусовая температура позволяет сорванной шишке потерять последнюю ненужную влагу. На складе она вымерзает до конца зимы. Потом переработка. Шишку лущат, а семя вручную избавляют от крылатки – прозрачной пленки, напоминающей крыло стрекозы.
Посев семян происходит в тот же период – перед зимой. А уже в мае появляются первые всходы – ежики. Они настолько нежные, что их нужно тщательно оберегать от прямых лучей солнца. Для этого лесокультурницы поднимают специальные оттеняющие щиты. Да и в целом за грядками с сосенками нужно следить не хуже, чем за огуречными – они требуют постоянного ухода. За первый год сосна вырастает до 5 см. Всего-то! В лес переезжает в шестилетнем возрасте, достигнув 1-1,2 метра.
Рабочие руки
Раз уж в этот день они мои, то следующим орудием стала металлическая метла. Это уже проще. Вместе с другими женщинами мы нагребли кучу листьев. И это малая толика той работы, что выполняют лесокультурницы. К слову, в питомнике с молодыми соснами работают 10 женщин. Сезон их работы начинается в апреле – с пересадки лесных культур из временного питомника в постоянный. До поздней осени они пропалывают грядки, рыхлят и поливают. В общем, делают всё, чтобы лесной фонд обновлялся как можно быстрее.
Сергей Панькин говорит, что выживают не все насаждения. Виной тому – хвори. В этом году, к примеру, на саженцы напал сосновый вертун. Эдакий хвойный артрит – веточки выворачиваются и отсыхают.
Хорошо в лесхозе летом...
А в октябре зябко. Через полдня работы при порывистом ветре проснулись аппетит и любовь к своему теплому кабинету. Замерзшие руки не желали держать ни тяпку, ни крючок. Но вместо варежек мне вручили... молоток с клеймом. Вместе с бригадой лесорубов мы вошли в глубь леса. Молотком по стволу получали угнетенные, недоразвитые деревья. Они приговоренные. Помеченные клеймом вскоре будут срублены.
На этой печальной ноте мы простились с Красным Кордоном. Сев в машину, непослушными от холода пальцами нащупала в кармане согревающий душу трофей – две сорванные мной шишки. Никогда не забуду, каким трудом они мне достались.
С праздником вас, работники лесного хозяйства! Спасибо за ваш нелегкий и благородный труд!