Все костанайцы знают боксёра Ивана Дычко, а кто назовёт имя его тренера? Знакомьтесь: Владимир Иванович ШАЙРЕР (на снимке с супругой). В честь его 70-летнего юбилея мы побывали в гостях у мастера.
Играй, гармонь
У ворот нас встречает Рой. Конечно, не боксер, всего лишь пес внушительных размеров – смесь лайки и волка. В доме тренера даже кошки не прочь побоксировать. Одной левой они попугивают шпица Изумруда, питомца супруги, Валентины Васильевны. Сам же хозяин похож на скалу. Но грозный он только с виду, а душой – большой ребенок, веселый и добродушный.
В жизни его было много несуразного и неожиданного, начиная со дня рождения. В документах указано 23 октября, а на самом деле – 16 января. День в день с легендой бокса Ройем Джонсом-младшим и на сутки раньше великого Мохаммеда Али. Всё просто, в селе в то время не было сельсовета, новорожденных регистрировали раз в полгода. Второе несовпадение – фамилия.
– Моя мама украинка, а вышла замуж за немца, и ее отправили в ссылку. Мужа забрали в трудармию, там он и умер в 1943-м. Я родился в 1948-м в селе Первомайка Федоровского района. Мой родной отец – Пилипенко, – делится Владимир Иванович. – Он партийный, она – спецпереселенка. Жить им не дали, всё грозили посадить отца. И всё же мать дала мне фамилию первого супруга, сама вырастила и воспитала нас со старшим братом Иваном. Он был мне и вместо отца, и другом.
Было нелегко, но дети не замечали невзгод, сами старались каждое лето заработать копейку на одежду. По очереди работали на тракторе. Не стыдились и друг за другом рубашки донашивать. Вовка озорным был, всех гонял в школе, а с девяти лет считался в деревне лучшим гармонистом.
– Я на свадьбах играл. Где научился? У дядьки Эдика. Он слепой был, но играл хорошо. А я сбоку присяду и присматриваюсь, какие кнопки он там нажимает, – вспоминает Шайрер. – Летом местечко в холодочке найду и наигрываю, чтобы никому не мешать. Так и научился. А гармошку я у дядьки Афанаса приватизировал. Ему ее на день рождения подарили, а у него слуха не было. Он как запоет, у всех мурашки по спине.
С душой романтика
В 1964 году Владимир Иванович приехал в Рудный, поступил в институт. Но и тут не обошлось без приключений.
– Помню, в селе работал, баранов стригли. Поехали шерсть в райцентр сдавать. Босиком, без майки, в одних брюках. Заодно друзей на перроне провожал, они поступать собрались, – рассказывает Шайрер. – Я думаю: а ведь и мне уже пора. Приехал в деревню, все газеты собрал, хотел идти на физкультурный, потом решил, что спорт и так при мне, пойду на геофизика. Медведи, тайга, гитара, костер, романтика... Я и поступил в Рудном в филиал Алматинского геофизического. Работал на Кавказе, в экспедиции. В горы ходили, по маршрутам. Бывало, в сады по пути залезали за яблоками или, если попадались, гусям головы откручивали. Кирзовые сапоги, шорты да рюкзак, вот и вся экипировка. На Кавказе с первой супругой Светланой познакомился. Двоих сыновей вырастили. 25 лет она проработала в подземном руднике, а в 60 лет ушла из жизни.
Откровение
В Рудном в то время было очень много бывших заключенных, город строили, а Владимир Иванович со своей боксерской командой строил их. Не успел еще обосноваться, как записался в секцию бокса. Через три месяца стал чемпионом города, а через полгода выиграл Казахстан.
На ринге тяжеловес Шайрер был грозой для всех своих противников. На его счету 86 боев и лишь один нокдаун. И тот он получил, боксируя с соперником намного старше. Дневал и ночевал на ринге, в итоге запустил простуду и заработал первую группу инвалидности.
– Года два восстанавливался, мечтал выйти на ринг. Боксом бредил, но... не судьба, – говорит Владимир Иванович. – Решил стать тренером. В 1976-м вырастил чемпиона Союза Сергея Кудрявцева. В одном из боев он бился со сломанной рукой и получил приз за лучшую технику. Если бы в свое время со мной рядом был тренер, я бы большего добился. Несправедливости на ринге всегда хватало, а вот опыта – не очень. Чужие тренеры подсказывали, а это разве дело? Сам я никогда на ринг не выпускал неподготовленных, и каждые соревнования был рядом.
Сегодня заслуженный тренер Казахстана, воспитавший пять десятков мастеров спорта, и сильнейшего среди них – Ивана Дычко, печалится лишь об одном:
– Сыновей упустил. Они до мастеров спорта дошли и всё. Я постоянно на сборах, мать их накормит, оденет, обует, а отца, считай, и не было рядом.
Счастливое имя – Иван
– Да, с Иванами мне по жизни везет. Брат, добрый знакомый Иван Илларионович и Ваня Дычко. Хорошую роль это имя в моей жизни сыграло, – говорит наш собеседник.
Дважды бронзового призера Олимпийских игр Ивана Дычко Шайрер тренировал с 15 лет. Под его руководством Дычко завоевал свою первую громкую награду – стал серебряным призером чемпионата мира. А когда перед Олимпиадой-2016 у олимпийской сборной не было денег, чтобы везти в Лондон личных тренеров, Владимир Иванович поехал на свои, чтобы поддержать спортсмена. Но пришлось пожить на окраине Лондона, вдали от олимпийской деревни.
– Ваню ко мне мои ученики привели. Он был высокий, худой. Ростом более двух метров и весом 68 кг. От него и солнце тени не давало, – вспоминает тренер. – Я тогда ему пообещал, что сделаю его через два года чемпионом мира. И сделал. Мы за доллары купили элитных коров, кормили его маслом, сметаной. Я учил Ваню своим приемам. Он на ринге очень легко себя чувствует и удары почти не пропускает. Сейчас перешел в профессионалы. Я это поддерживаю. Он провел уже семь боев и все с победой. Когда приезжает домой, к нам в зал приходит.
Подопечные Владимира Ивановича никогда не забывают своего наставника. В этом году тренеру понадобилась помощь. Они среагировали быстрее, чем на ринге.
– В начале года после аварии у меня начались проблемы с позвоночником. Сейчас ездил бы на инвалидной коляске, если бы мои друзья и ученики не помогли и не отвезли в Тюмень на операцию, – вспоминает тренер. – Я живу с Богом в сердце. Знаю, где не так поступил, где мог помочь нуждающемуся, а не помог. Одно время был депутатом. Уже давно и мандата нет, а люди до сих пор ко мне идут.
– Он такой, помогает всем вокруг, – добавила супруга Валентина Васильевна. – Но и для семьи он добытчик. Добрый, сентиментальный, готов объять необъятное. Иногда эта доброта его и подводит. Люди, к которым он со всей душой, его же и предают. А я вижу, как он потом ночами не спит.
Ищу мальчишку!
Свой юбилей Владимир Иванович отметил как всегда, на ринге, со своими ученикам. А их на сегодня чуть ли не полсотни. И снова он в поиске.
– Ищу хорошего мальчишку, – говорит Шайрер. – Верю в себя, в свой труд. Я и медведя научу боксировать!
Редакция газеты «КН» поздравляет Владимира Ивановича с юбилеем, желает ему крепкого здоровья, успехов и новых свершений!
Марина ПЕРВУХИНА
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО и из архива В. ШАЙРЕРА