В редакцию «КН» пришли люди, чью грудь украшает множество медалей за боевые заслуги. Они – участники боевых действий на таджикско-афганской границе – уже долгие годы добиваются официального признания.
Не было и нет...
Сегодня они ветераны по сути, но не по статусу. Ведь довольно продолжительное время эти страницы истории были засекречены. Многие по сей день ничего не знают о том, что произошло на таджикско-афганском участке Содружества независимых государств.
– С 1992-го по 2001-й год воины-казахстанцы выполняли боевую задачу нашего Верховного главнокомандующего по охране внешней границы СНГ на таджикско-афганском участке, связанную с риском для жизни, – рассказал председатель республиканского общественного объединения «Союз ветеранов (участников боевых действий на таджикско-афганской границе и военных конфликтов)» гвардии подполковник Мурат Мухамеджанов. – В тот момент наши государства, объединенные до этого Советским Союзом, стали независимыми. Ещё до этого, в 1990 году, был межэтнический конфликт в Нагорном Карабахе, тогда же покатилась волна гражданских междоусобиц, это коснулось и Таджикистана. Когда я туда приехал на службу, услышал о том, что армянские семьи, приехавшие из Нагорного Карабаха, получили квартиры. Тогда местный народ всполошился: мол, как так, столько лет они стояли в очередях, а тут издалека приехали люди и сразу расселились по новым домам. Как говорится, загорелась маленькая спичка, а могло разгореться и большое пламя. Таджикский народ поднялся, объявили импичмент президенту, и пошла череда волнений. Это была гражданская война.
Тогда главами ближайших государств (Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан) было принято решение: к границам быстро подтянуть десантные батальоны. Факт остается фактом: 7 апреля 1995 года во время марша в Таджикистане на казахстанских бойцов было совершено нападение. 17 человек погибли, 33 были ранены. И это только одна из страниц истории.
В 2001 году последние наши солдаты-миротворцы вышли с территории Таджикистана. С того времени и по сегодняшний день у них нет статуса. Это 9 635 человек по всему Казахстану. Как утверждает подполковник, у тех российских солдат, что были с ними в одном окопе, уже давно этот статус есть. У казахстанцев не было и нет.
Чтобы народ знал
Стоит отметить, что в Законе «О миротворческой деятельности в РК» написано: «Военный персонал, участвующий в операциях по принуждению к миру в период нахождения в зоне миротворческой операции, приравнивается к участию в боевых действиях». Как рассказал Мухамеджанов, первое официальное письмо с просьбой получить ветеранский статус было отправлено еще в 2011 году на имя председателя Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Икрама Адырбекова. С того времени прошло больше семи лет, а что-то начало меняться только сейчас.
– Я, конечно, расстроен, что депутаты Мажилиса Парламента РК, зная о том, что был бой, что наши солдаты погибли, не внесли наш статус в закон, – отметил подполковник. – Почему-то в советское время признали воинами-афганцами тех, кто был в Афганистане, ещё до вывода наших войск из той страны. А почему казахстанское правительство не приняло такое же решение по отношению к нам?! Уже сколько лет мы должны были иметь статус...
Своё общественное объединение участники тех событий создали в 2013 году. Оно сейчас насчитывает 11 филиалов по всей стране. Члены Союза ветеранов занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи, проводят военные парады и даже открыли специализированные патриотические лагеря. Для чего?
– Чтобы наш народ знал и видел, что есть такая категория ветеранов, как мы, – продолжил Мурат Мухамеджанов. – Про таджикско-афганскую войну, увы, никто не знает. Поэтому, чтобы восполнить этот пробел, чтобы о нас узнало подрастающее поколение, мы начали проводить уроки мужества, тематические месячники, встречи молодежи с реальными участниками тех боевых действий. Сейчас в честь наших погибших ребят мы устанавливаем памятники в Кызылорде, Атырау, Шымкенте, Астане, Павлодаре...
И постепенно пробелы исчезают. Сейчас участники тех событий добиваются поправок в законодательстве. Для этого при Министерстве труда и соцзащиты населения РК создали специальную межведомственную комиссию, через которую члены этого союза ветеранов подняли вопрос о присвоении статуса. Есть все основания утверждать, что закон появится уже в ближайшее время. Многие министерства поддержали эту инициативу.
– Официальное признание – это признание народа, государства, общества, – подытожил Мурат Нурахметович. – В свое время мы выполнили поставленную задачу, защитили границы своей страны. Сегодня мы отстаиваем статус, который заслужили.