Исторический факт: поляков не только ссылали в степной край. Именно здесь, в Костанае, было одно из мест формирования польской армии известного генерала Андерса, воевавшей против фашистов в годы Второй мировой войны.
Лучше других об этом знает доктор исторических наук, профессор КГУ им. А. Байтурсынова Дмитрий Лёгкий. По его словам, в университете, на кафедре истории Казахстана, два проекта связаны именно с польской тематикой. Ими заинтересовалось не только министерство иностранных дел Польши, но и польский Институт национальной памяти. А недавно Легкий стал участником международной научной конференции «Польские татары в борьбе за независимую Польшу в XVIII – XX веках». Она была приурочена к 100-летию возрождения польской государственности и проходила в библиотеке Первого Президента в Астане.
– Дмитрий Максимович, необычная конференция. Как вы туда попали?
– Меня пригласил Полномочный посол республики Польша в Республике Казахстан и Кыргызской республике (так он официально именуется) Селим Хазбиевич. Откуда такая тема? Надо знать, кто такой польский посол. Он выходец из польско-литовских татар, бывший имам Гданьской мечети, бывший главный редактор журнала польских татар.
Истоки существования татар на территории Польши идут еще со времен Золотой Орды. Когда в конце XV века она распалась, Московская Русь уже приобрела статус независимости. И на службу к царю Ивану III пришел ряд татарских мурз. Татарские отряды составляли боевую конницу царя.
Почти одновременно с Иваном III и великий князь литовский Витовт пригласил на службу лихих золотоордынских воинов. Только на Русь приезжала в основном аристократическая татарская прослойка, а в Литву – джигиты, которые хорошо владели саблей. И они составили костяк гвардии литовских князей. Потом, когда Речь Посполитая объединила Литву и Польшу, стали личной охраной польских королей. Что любопытно: здесь так ценили татар, что каждому давали шляхетское, то есть дворянское звание.
Когда начинались военные действия, татарская конница была в первых рядах. Самый яркий пример – Грюнвальдская битва 1410 года на территории современной Калининградской области, где конница татар сыграла очень важную роль. Сейчас польские татары говорят, что то была битва объединенной Западной Европы в лице крестоносцев и объединенных славян Восточной Европы – нынешних поляков, чехов, русских, украинцев, белоруссов и... татар. Вплоть до XX века татарские лучники были в составе Войска польского. Они сохранили исламские традиции, в Польше до сих пор есть мечети.
– Что дала эта конференция?
– Для казахстанских историков раскрыли неизвестные пятна в истории. Мы привыкли полагать, что татары были только завоевателями. Долгое время считалось, что татаро-монгольское иго (был такой термин) на 200 лет затормозило развитие России. Но сейчас в российских учебных программах вы такого термина не найдете. Еще Лев Гумилев, российский ученый, стал доказывать: это был военно-политический союз. Как позже Казахстан вошел в состав Российской империи, так и Русь была в составе Золотой Орды.
Второе историческое заблуждение – что татары остановились на границе с Польшей. Но, оказывается, их туда не просто пропустили, но еще и пригласили. Потом Польша претерпела множество разделов. И лишь 11 ноября 1918 года была объявлена ее независимость. Страна восстановила свой суверенитет. Что любопытно: красные сразу это признали. А белые – Колчак, Юденич, Деникин – категорически отказались. Поэтому, когда они обратились к Пилсудскому, главе польского государства, помочь в наступлении на Москву, он им отказал. А если бы принял предложение белых, то еще неизвестно, каким бы был ход истории.
– Почему конференцию надо было проводить в Астане?
– Я думаю, так решил польский посол, а казахстанская сторона его поддержала. Это укрепляет отношения между нашими странами. Селим Хазбиевич – ученый, профессор одного из польских университетов. Готов сотрудничать с казахстанскими вузами. На следующий год будет издана коллективная монография казахстанских и польских историков (я и Надежда Степаненко из Западного Казахстана в числе авторов), посвященная истории польских дипломатических представительств в Казахстане.
Сегодняшний замминистра иностранных дел РК Роман Василенко – наполовину украинец, наполовину поляк. Он, кстати, тоже присутствовал на конференции. Вот и получается: золотоордынцы вошли в этногинез и поляков, и казанских татар, и казахов, и даже народов Кавказа. И они до сих пор знают свои этнические корни. Сохраняют свои традиции. Как, кстати, это принято и у казахов.