В календаре 11 ноября значится как Всемирный день шопинга. День больших скидок, акций и распродаж. Впрочем, в Костанае они проходят регулярно вне зависимости от даты. Ну а покупать люди готовы еще чаще. Что такое шопинг сегодня? Терапия или зависимость? Об этом говорим с психологом Игорем ЗУЕВЫМ.
– Игорь Александрович, можно ли назвать шопоголизм болезнью?
– В реестр болезней он не входит, однако зависимостью определено является. Хотя некоторые психологи и психотерапевты советуют в качестве терапии пройтись по магазинам и позволить себе купить что-то. Другое дело, если у человека портится настроение, если он не может себе что-то купить. Это уже тревожный звоночек. Конечно, на нас сегодня оказывается огромный прессинг. Изощренные рекламные технологии. Медиа рассказывают о ненужных, по сути, вещах, обладание которыми может якобы сделать нашу жизнь комфортнее и счастливее. Люди верят этому и покупают. Хотя все знают выражение о том, что вещизм – это мещанство. И что заполнение дома ненужными вещами не приводит к чему-то хорошему.
– То есть тенденция, что люди стали покупать больше, все-таки есть?
– Я думаю, она сформировалась гораздо раньше, чем сейчас. Послевоенные годы были бедными. А в 60-х годах в страну пришло много импортных товаров. Люди хотели жить красиво и при этом стабильно. А достаток был главным показателем стабильности. Это было целое поколение взрослых, которые хотели, чтобы их дети жили в другом мире. Но при этом они не научили своих детей разумному отношению к жизни, а заразили желанием постоянно покупать. Из-за этого даже пропал момент творчества в нашей жизни. Раньше для того, чтобы поиграть в солдатиков, их нужно было вырезать из дерева, а сейчас мало кто будет заниматься вырезанием даже для удовольствия. Потому что всё можно купить.
– Значит, всё очень зависит от исторического контекста?
– Да, определенно. В нашем обществе сейчас живут три поколения – люди, сформированные в разное время. Одни в советское, другие в переходное, третьи – в настоящее. Ценности смешиваются, но единого вектора развития общества нет.
Не так давно я смотрел передачу про айнов, это народ, который ушел с Курильских островов в Японию. Говорят, что они были высокоразвитой цивилизацией, которая, достигнув пика своего совершенства, просто отказалась от всего. И стала жить сообразно природе. Вода, охота, лес, собирательство, хотя могли бы строить ракеты и летать по небу. Айны говорили, что когда-нибудь цивилизация поймет, в чем смысл жизни и откажется от ненужного. Мы же пока не можем понять даже себя. Люди мотивированы извне, но не направлены внутрь себя.
– Кто-то говорит, что покупки – это компенсация каких-то других вещей. Общения, например. Или радости.
– В глобальном смысле шопинг – это один из способов избавиться от страха и страдания. Кому-то кажется, что если у тебя будет всё материальное, то и духовное придет в норму. Но нет. Именно поэтому многие богатые люди иногда начинают пить со страшной силой или бросают деньги на какие-то сомнительные идеи. А для обычного человека бесконечная скупка – попытка забыть о том, что в тебе живут страхи и страдания.
У Мела Гибсона в фильме «Апокалипсис» в самом начале есть хорошая притча. Шаман рассказывает о том, что у человека внутри дыра, которую очень сложно чем-то закрыть. И многие постоянно в нее что-то бросают. Подобная же теория есть у Эриха Фромма в его труде «Бегство от свободы». Только он говорит о яме, которая не дает человеку успокоиться.
– А есть ли способ закрыть эту дыру, но не постоянными покупками?
– Всё, на самом деле, достаточно просто – обратиться к основополагающим вещам. И не бояться посмотреть в лицо своим страхам. Возможно, обратиться за помощью к специалисту. Вспоминать историю о Сократе, который вместе с товарищем зашел в торговую лавку, вышел и рассмеялся: «Я увидел столько вещей, которые мне не нужны». Так можно рассматривать каждую вещь. На предмет, действительно ли она тебе нужна. Удивительно, но если прислушиваться к себе, то окажется, что половины покупок можно избежать. В конце концов, есть известная истина о том, что беден не тот, кто ничего не имеет, а тот, кто постоянно хочет иметь больше.