Обсуждаем темы: 1. Какие знания остаются в памяти поколений? 2. Кто недоволен президентом Франции?
Эксперты:
1. Сейдахмет Куттыкадам, публицист, писатель.
2. Евгений Аман, в 1999-2009 гг. депутат Сената Парламента РК.
Сейдахмет Куттыкадам: «Великую историю не могут интерпретировать все подряд»
Глубина веков
– Сейдахмет Рысходжаевич, статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней великой Степи», наверняка, подтолкнула определенную часть общества к активным действиям. Можно предположить, что кто-то на этой теме сделает себе пиар? Поставит во главу угла личную выгоду, а не историю веков?
– Не могут великую историю интерпретировать все подряд. Эта работа должна быть достойной, и мы должны быть достойны той истории. Я считаю, что она была сложной, запутанной, трагической и... величественной. А в наше время много показного, демонстративного, что снижает масштабы уникального прошлого. Мы должны быть готовы к серьезной работе, которая бы отразила ход истории – государства и народа. Надо задуматься и над тем, что мы продолжатели истории. Это не поверхностные мысли и слова – все это очень глубоко лежит.
– Вы говорите о глубине, но мы уже и прошлый век забыли. Журналисты проводят опросы среди молодежи: чей это памятник, в чью честь названа улица? Правильные ответы можно по пальцам пересчитать...
– Мы утратили большой пласт знаний и методику давать знания, закреплять их в памяти поколений. Как бы ни ругали Советский Союз, но тогда давали не детальное образование, а глубокие знания. Наука, здравоохранение были передовыми – это признает весь мир. За короткий период существования страны абсолютно безграмотное население стало грамотным, были не только дипломы, но и результаты. До СССР не было такого никогда.
– В 2010 году была издана ваша книга «Казахская драма на сцене и за кулисами. История современного Казахстана». Она была принята не гладко, скажем так, на официальном уровне. Вы поэтому не стали продолжать анализ происходящих в стране событий?
– Я взял первые два десятилетия нашей независимости – когда все строилось. Думал продолжить хронику, но потом пришел к выводу, что после 10-го года в Казахстане мало что изменилось. Круг политических деятелей фактически остался прежним, а оппозиция развалилась. Если говорить о мире в целом, то с 10-го года он изменился почти до неузнаваемости. Но это уже другая тема. А у меня есть замысел написать историю в жанре исторической повести или романа. Было очень много интересного в послевоенный период. Я родился 9 мая 1946 года, ровно через год после войны. Мирное время начиналось с меня, вот так можно сказать...
Слагаемые популярности
– Хорошее название для романа: «Мирное время начиналось с меня»...
– Мой отец познал голодомор в полной мере. Моя мама с запада Казахстана, отец – с севера, сам я родился на юге. Это же не случайно. Это история народа и каждого из нас. Я работал в Алматы, Атырау, Чимкенте, Кызылорде, Аркалыке... Очень хорошо знаю страну.
– Может быть, этим объясняется ваша популярность? Правда ли, что, когда вы пришли в «Аргументы и факты Казахстан», тираж газеты был 10 тысяч экземпляров, а с вами дошел до четверти миллиона?
– Правда. Люди хотели получить ответы на свои вопросы, многие разделяли мою позицию – из этого складывается популярность. Меня много печатали в отечественных и российских изданиях. Было время, когда я очень жестко выступал против российской политики, и это соответствовало политике наших соседей в тот период. С 95-го все время говорю, что русские и казахи должны быть друзьями. Я единственный выступал по ТВ против наших квазипатриотов. Нам нужны общие связи, знания, общая деятельность – евразийское пространство принадлежит славянам и тюркам, тюркам и славянам. Целый ряд российских ученых признает сегодня, что, если бы не было Золотой Орды, не было бы и могучей Российской Империи. И это объективная оценка, каковая и требуется для интерпретации исторических событий и понимания причинно-следственных связей.
Биографический штрих
– Политолог и востоковед Константин Сыроежкин в одном из интервью сказал, что Сейдахмет Куттыкадам никогда не остается сторонним наблюдателем и откровенно высказывает свою точку зрения. В Интернете много материалов, вам посвященных. Но на сайте Аркалыкского пединститута, где вы работали, не нашла упоминаний об этом.
– Я родился в Туркестане, а мой отец родом из Тургая, воспитывался в детдоме. Я вернулся в этот край с большим интересом. В сорок лет, если не считать поездку в юном возрасте, приехал впервые. Историческая память нахлынула – до сих пор помню эти пять лет в Аркалыке, очень активные и осмысленные. В эти годы в Аркалыкском пединституте собрались уникальные кадры. Откуда они взялись? Не вместились в других вузах. У одного трудный характер, второй – неугодный и т.п. Они и находили пристанище в Тургае. Я как-то писал, что этот скромный провинциальный институт можно сопоставить с хорошим университетом. Потом эти люди перебрались в Астану, стали профессорами, докторами наук, их можно встретить в Евразийском университете и ведущих вузах Алматы.
Аркалыкский институт мог бы стать центром изучения истории Тургая – это один из регионов-основоположников, с исторической точки зрения, нашего государства. Многие выдающиеся писатели, поэты, музыканты корнями – тургайские. Но этот край сейчас редко фигурирует в информационном пространстве, его историческая роль почти не освещается. Хотя, если следовать концепции статьи Президента, Тургаю надо уделить много места.
Националисты-интернационалисты
– С Тургаем связана и деятельность «Алаш». Но тургайское отделение «Алаш» до сих пор не изучено. Несколько лет назад услышала об этом на научной конференции в Уральске. Мне там показался интересным такой нюанс: правительство Алаш-Орда не стремилось к мононациональному составу во властных структурах.
– Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов – тургайцы. Движение «Алаш» было национальным по духу, но они хотели наладить отношения и с другими национальностями – для них предусматривалось до 40% мест во власти, по большей части именно для русских места в правительстве оставляли. Но сформировать состав не хватило времени – пришла другая политика, сталинская. Интересно, что русские жены лидеров «Алаш» и других выдающихся казахских интеллигентов стали великими патриотками Казахстана, более того, казахскими националистками до конца жизни. Все это должно прозвучать, найти толкование и сблизить нас в Казахстане. Я против того, чтобы историю раскапывали для вражды.
Евгений Аман: «Есть силы, которые управляют протестами»
В Интернете разошелся ролик, как из ассенизаторской бочки бьет струя фекалий по стенам мэрии во Франции. Это бунт «желтых жилетов».
Трактовки событий самые разные. Например, писатель Эдуард Лимонов утверждает, что жизнь во Франции зависит от горючки. «Крестьянские тракторы, штопанные-перештопанные автомобильчики – общественного транспорта в провинциальных департаментах всего ничего. Французская кричалка: «Юпитер, спустись на землю. Здесь нищета». Но только ли в горючке дело? Популярна точка зрения, что Макрон, взявший курс на независимую от США политику, расплачивается теперь своим рейтингом. Мы обратились за комментарием к Евгению Аману: почему немцы не реагируют на цены горючего, а французы безумствуют?
– Цены на топливо в Европе всю осень росли на 20-25 процентов. Самая бурная реакция обозначилась во Франции. Когда население и власть по разные стороны, это очень сложно. Думаю, власть точно знает подоплеку событий. Но что противопоставить? Люди не работают, а ходят на митинги, демонстрации. Раньше французы «любили» в экстазе поджигать автомобили, а теперь очень эффектно поливают фекалиями, заваливают навозом муниципалитеты. Почему именно во Франции? Почему не в Германии? Хотя цена и в этой стране подросла до 1,5 евро на дизель и до 1,7 на бензин. Немцы более законопослушны и живут побогаче. Во Франции же высокий уровень безработицы, снижение уровня социальных выплат плюс высокая степень политизированности общества. Для французов это уже почти привычка – решать проблемы с помощью погромов. В этот раз заметна подготовленность и «креативность», которую демонстрируют митингующие: единая форма, перекрытые дороги, навоз. Значит, все это не спонтанно. Значит, есть те, кто управляет протестом и финансирует. Похоже, кому-то был нужен повод создать хаос, надавить на президента. Повод подвернулся. Беспорядки выгодны как внутренней оппозиции, так и тем, кто хочет на Макрона надеть уздечку. Он стал чересчур самостоятельным и несговорчивым. Стремление стать негласным лидером в Европе не всем нравится. Можно предположить, что это не нравится в ЕС, а за океаном – особенно. Скорее всего, оттуда ветер и дует.