Зима ещё не началась, а в области уже есть первые жертвы угарного газа. К сожалению, статистика говорит о том, что одним случаем отравления отопительный сезон не ограничивается. Но трагедии можно избежать…
Любовь до гроба
Об этой тихой смерти двух влюбленных стариков до сих пор шумит вся мендыкаринская Алешинка. Жили душа в душу, не пили, плюс ко всему супруг был из людей с повышенной щепетильностью. К зиме у Деревянко всегда запасы мешками, в доме уют, двор вычищен. В свои 76 и 77 лет Ида Андреевна и Геннадий Федорович жили активной деревенской жизнью. Десятки индюков, гусей, кур и приличный огород с картошкой, клумбами да грядками. В поселке по сей день недоумевают: как из-за неполадок с печью могла погибнуть эта самая домовитая пара?!
Идеальная пара, говорят про супругов Деревянко односельчане. На этом снимке они ещё молоды. К сожалению, фото последних лет их жизни не нашлось…
– Их историю любви обсуждали многие, – рассказывает соседка Ирина Тимко. – Еще в молодости у Иды Андреевны умер муж, она осталась с тремя детьми. А от Геннадия Фёдоровича жена просто удрала. Взяла старшего ребенка и убежала, оставив мужу троих детей. Так вот, Ида и Гена поженились и вырастили общих шестерых детей. Как родных! Не зная, никто бы и не догадался. Он всегда шустрый, идейный, хозяйственный. Она – тихая, покладистая, добрая. Идеальная пара, что тут скажешь. Мы ни разу не слышали, чтобы они ругались.
Антонина Панфилова, родственница супругов Деревянко: «Гена накануне был у меня. Пенсию принес. Говорит, наверное, в последний раз...»
Первыми тревогу забили соседи. Приметили, что уже дня два не видели супругов. Решили, что те картошку перебирают, вот и не до общения. Но когда к Тимко зашел пастух, тут уж почуяли неладное. Дело в том, что пастух жил в соседней деревне, а у стариков он оставлял лошадь. Говорит, всегда дядя Гена встречал, а тут тишина.
– Мы заглянули в окна, прислушались, – рассказывает Ирина Николаевна. – А там телевизор вовсю шумит, свет горит, дверь изнутри заперта. Когда открыли, обдало запахом дыма. Тётя Ида лежала в кухне на полу, дядя Гена сидел на кровати перед телевизором. Вот так тихо и ушли. Вместе.
Заслонка
В Алешинке это происшествие стало для всех шоком. Говорят, два года на кладбище новых могил не было, а тут такое. Хоронили всем поселком, приезжали дети погибших супругов. А потом сельчане всем селом анализировали. Кто говорит, мол, кирпич мог в дымоход упасть, кто грешит на птицу. Но заключение медэкспертов и специалистов ЧС расставляет все точки: смерть наступила в результате отравления угарным газом, печь и дымоход в порядке, заслонка открыта не до конца.
Заслонка. Одна из самых частых причин отравления угарным газом. Кто-то успевает выйти на свежий воздух, другие нет. Ида Андреевна явно тоже пыталась выйти. Но не смогла. Упала прямо перед выходом.
Судя по всему, пенсионеры, как многие это делают, решили экономить тепло. Заслонку, как правило, прикрывают, думая, что уголь уже прогорел, так чего же теплу зря выходить в трубу. Да только с теплом зачастую в комнату попадает и тот самый угарный газ.
– Если бы они в день затопили, может, ходили бы туда-сюда, и газ выветрился бы, – Антонина Панфилова, единственная в поселке родственница супругов Деревянко, перебирает фотографии в поисках изображения погибших. – Он ведь накануне был у меня. Его председателем люди называли. Всегда поможет, вникнет, подсуетится. Вот мне и уголь, и отходы, и дрова привозил. И пенсию по доверенности, а то самой ведь не дойти уже. Обычно минут пять, и побежал. А тут сидит, разговаривает, минут двадцать, наверное. А потом выдает: «Я, наверное, в последний раз тебе пенсию в этот раз принёс». Я заругалась, мол, чего болтаешь. Гена объяснил – дочь же теперь ко мне переезжает. Я засмеялась, ну, если в этом дело. Он ведь своим для нашей семьи стал. Зять он мне, а родней брата. А тот раз ведь и правда последним оказался. Не придет больше Гена. Я, как узнала, пошла к ним. Думала, как положено, ночь посижу. А там как раз Иду выносили. На одеяле. Мы так телят раньше в хату заносили, чтобы выжили. Вот ведь жизнь, не угадаешь, отчего умрешь…
Под заунывный гудок машины, развозящей по улице газовые баллоны, подходим к дому Деревянко. Во дворе до жути тихо. Пустая собачья будка. На подоконниках перезревшие огурцы, явно на семена. На стене остановившийся электросчетчик. В сарае еще приличные запасы угля, коробка из-под холодильника (этой покупкой старики очень гордились), а еще та самая картошка, которую Деревянко не успели перебрать.
Жизнь, кажется, здесь застыла. Ни следов пепелища, ни запаха гари. Только замок на двери и кошки под нею. Как соседи ни прикармливают пушистых любимцев тёти Иды, они, подкрепившись, возвращаются назад. В надежде, что дверь откроют хозяева.
Как соседи ни прикармливают любимцев тёти Иды, они, подкрепившись, возвращаются назад. В надежде, что дверь откроют хозяева…
Жизнь дороже
Ежегодно в нашей области от отравления угарным газом погибает в среднем десять человек. Порой, целыми семьями. Из причин сотрудники Департамента по чрезвычайным ситуациям называют изношенность печей, дымоходов и алкоголь. Нередкая причина отравлений и та самая не вовремя закрытая заслонка. Вместе с теплом в случае этой экономии в доме остается и газ. Наверное, говорить, что жизнь дороже, смысла нет. Тем не менее в очередной раз специалисты ЧС призывают костанайцев отказаться от столь опасной экономии.
Что касается сёл, жители Алешинки подтвердили, что стараются чистить дымоходы, проверять печи. Из райцентра приезжают накануне отопительного сезона специалисты, предлагают свои услуги. Не забыли ли провести такую проверку своей печи и погибшие Деревянко – никто не знает. Каким бы дотошным ни был хозяин, конечно, годы берут своё. Но сельчане одно знают точно – в ту ночь старики затопили печь впервые в этом сезоне. Решили проверить.
Сотрудник ДЧС Костанайской области Валихан Дусанов нам разъяснил, что сейчас, согласно законодательству РК, инспекторы не могут проверять частные дома без основания. Только по инициативе хозяина. Тем не менее накануне отопительного сезона, департамент проводит месячник пожарной безопасности. Заключается он в разъяснительной работе и раздаче листовок. Однако любой костанаец, на каком краю области он бы не жил, имеет право позвонить в местную пожарную часть или отдел ЧС, а то и просто набрать 101 или 112, если ему нужна консультация специалистов по работе печи. Эта услуга будет ему оказана абсолютно бесплатно и, возможно, предотвратит трагедию.