Количество людей, призванных охранять нас и наше добро, растет в арифметической прогрессии. Но почему ровно в такой же прогрессии растет и наше раздражение этой братией?
Они везде: в супермаркетах, в дачных кооперативах, в пафосных конторах и в темных каптерках учреждений победнее. Здоровый, крепкий мужик, нехотя оторвав голову от пыльного телевизора, заносит твои личные данные в замурзанный журнал. Кому это надо? В чиновничьем департаменте полицейский проделывает то же самое и, словно стесняясь, мимоходом бросает: к нам, между прочим, с сумкой проходить нельзя... Сумка – это кофр с фотоаппаратурой, а к удостоверению личности приложена моя журналистская командировка. Я привык.
Мой приятель, человек тишайшего нрава и приличного возраста, тоже не из буйных правдорубов. Он дачник со стажем. Недавно по десятилетиями проторенной тропе он отправился собирать в машину дачные пожитки. Собрал. На выезде из общества путь ему преградил справный мужик в камуфляжной форме. Последовала команда – открой багажник!
Я не знаю, какая шлея попала под хвост моему праведному товарищу, но он, как горячий конь, встал на дыбы. И понес: а по какому праву вы собираетесь глядеть в нутро моего багажника? Говорите, что вас нанял председатель дачного правления? Тогда покажите мне документ, принятый на общем собрании членов кооператива или хотя бы выписку из ваших обязанностей с печатью и подписью! Я вам не вор, мне бояться нечего!
Вот такой кипяток. Скажете, не стоит лезть в пузырь из-за какого-то пустяка? Что втолковывать скучающему парню тему о презумпции невиновности – дело безнадежное?
Зайдем с другой стороны. В Казахстане около 100 тысяч сотрудников частных охранных фирм. В госкомпании «Кузет» еще 12 тысяч. Прибавим сюда еще дорожно-постовую полицию, численность которой тоже немаленькая. Получается, целая армия стоит на охране закона, нашего здоровья и имущества.
Кто бы был против. Настораживает другое. «Рост числа охранных фирм связан с тем, что это просто один из подвидов бизнеса. Рынок охранных услуг – это бизнес, и здесь руководствуются теми же правилами, – пояснил подполковник г-н Сафарбеков из столичной полиции. – Предвижу, что конкуренция здесь будет увеличиваться, и люди, выходящие из МВД, будут открывать охранные фирмы, это неизбежно».
Охотники, коих в республике 120 тысяч человек, этот бизнес-прессинг уже почувствовали: охранные фирмы пролоббировали требование об установке сигнализаций на ружейных сейфах. Причем требованиями обложили тех, кто живет в городах. Видимо, из расчета, что тут, в отличие от сел, проживает большее количество платежеспособных оруженосцев.
Есть ли у нашего гражданского общества запрос на охранные структуры и охранников, под каким видом бы они ни проходили – полицейских или вахтеров? Думаю, что есть – криминал не перевелся. Проблема в другом: плохо, что на нас всех, кто не в форме и не с полосатой палочкой, глядят либо как на лагерных поднадзорных, либо как на дойных коров. Но так, я думаю, будет не всегда. Мы переломим ситуацию в свою пользу тогда, когда на требования, высосанные из пальца плохо обученного охранника/полицейского, ответим твердым знанием своих прав и обязанностей.
Знаю, звучит банально. Но в жизни отсутствие этих знаний приводит к тому, что нас унижают и обдирают как липку. В Интернете (не скрою, и в обыденности нашей) полно примеров того, как мы «разводим» щекотливые ситуации. Это когда нарушили, а светиться в полицейских протоколах душа не лежит. Вот и суем взятки. Действо, между прочим, сугубо подсудное, тут сесть на нары по уголовной статье – проще некуда. Совет бывалых: не согласен с требованиями остановившего тебя охранника/полицейского – рубани его отменным знанием ПДД, полным набором водительских документов и минимумом юридических знаний, которые необходимы на каждый день. Почему мой тишайший приятель уломал за три секунды дачного стражника? Смешно – интеллектом. Добавьте к десяти заповедям Библии еще одну весьма существенную: знание – сила!