В Белоруссии на законодательном уровне предлагается бороться с тунеядством. Президент Лукашенко обещает поддержать депутатов. По его словам, до конца года в стране все должны работать. Сейчас уровень безработицы в РБ – 0,5% – один из самых низких показателей в мире. В прошлом году губернатор Кемеровской области (РФ) Аман Тулеев предлагал наказывать за тунеядство и в России.
Тунеядством в СССР считалось «длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда». Такой образ жизни квалифицировался как уголовное преступление. Мы обратились к экспертам «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«Потребуются четкие критерии для лиц, не желающих работать»
Сергей Жалыбин, советник акима Костанайской области, в 1997-2007 г.г. депутат Парламента РК, доктор юридических наук:
– Сегодня стерты границы между теми, кто вынужденно не работает, и теми, кто работать не хочет. Это опасное явление для общества, так как люди, оказавшиеся в «пограничном положении», теряют ориентиры и невольно скатываются именно в тунеядство, постепенно к нему привыкают. Нужно разработать не только нормы по пресечению тунеядства, но четкие критерии: самозанятый, безработный, тунеядец, иждивенец... Как это будет выглядеть на практике, кто будет определять и разделять категории неработающих граждан – это все серьезные вопросы. Но схема примерно такая: у человека есть документ об образовании, он, к примеру, может работать токарем. Появляется вакансия, его приглашают, но он отказывается, мол, это либо непрестижно, либо трудно, либо ему не хватает навыков. Вот случай, в котором надо разбираться. Случай, который, возможно, требует административного наказания гражданина.
«Мы стали слишком лояльны к иждивенцам»
Сайран Буканов, Герой труда Казахстана, предприниматель:
– Что происходит с трудоспособными людьми, получающими адресную, социальную поддержку? По моим наблюдениям, ничего хорошего – они становятся иждивенцами. Их ожидания сводятся не к получению рабочего места, а к тому, чтобы государство увеличило эту помощь. В селах многие перестали сажать картофель, держать в сараях скот, птицу. Я понимаю, что есть проблемы с водоснабжением, с пастбищами, с кормами, и считаю, что и эти проблемы надо решать. Что акиматы, бизнес не должны снимать с себя ответственности. Но, с другой стороны, тот, кто хочет сам зарабатывать свой хлеб, ищет выход, находит его и живет достойно. А кто согласен прозябать, лишь бы ничего не делать, тот пользуется тем, что нет закона против тунеядства, что с пьянством нет реальной борьбы, особенно в глубинке – вот и катится ком с горы. Я за то, чтобы тунеядство и иждивенчество перестали быть нормой нашей жизни.
«Без воспитания борьба не даст результата»
Надежда Теплякова, директор областной библиотеки для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина:
– Меня беспокоит такой нюанс: неработающие дети богатых людей будут считаться тунеядцами? Или нас волнует только малообеспеченное население, которое просит помощи у государства? Если принимать закон только в отношении бедных, то его нравственная суть сразу обесценивается. Взрослые дети на шее родителей – такое же зло, как трудоспособные граждане на шее общества. А поэтому надо воспитывать уважение к труду. Мы же пока ставим на высоту материальные блага. В форме деклараций мы об этом давно говорим. Но мерилом человеческого достоинства труд пока не стал. Наоборот, даже домашнюю работу все максимально хотят облегчить. Детей – нянькам, ремонт – наемной бригаде и т.д.