Так считает доктор сельскохозяйственных наук Белгородского государственного национального исследовательского университета Виктор КОРОБОВ. Он часто бывает в Костанае, делится опытом.
– Виктор Александрович, вы из города, который является едва ли не побратимом Костаная. Очень много специалистов из областного центра и Рудного в свое время переехали к вам.
– Да, в основном переезжали в Старый Оскол, там у нас горно-обогатительный комбинат. Хотя и в Белгороде есть немаленькая костанайская диаспора. Насколько мне известно, много бывших костанайцев – в сфере обслуживания, в такси. Да и сам я, окончив Воронежский университет, проработал в Костанае с 1976 по 1985 годы. Приезжаю сюда часто, веду ваших докторантов. Темы, которые я преподаю, это конструирование агроландшафта, защита растений, стресс растений, экология почв и другие.
– Наверное, состав почв и их качество в Белгородской и Костанайской областях практически несопоставимы?
– А их и не надо сопоставлять. Как у вас, так и у нас почвы разнятся еще в пределах одной области. На севере – одни, на юге области – другие. Суть в другом: везде перед аграриями стоит одна задача – научиться управлять плодородием, сохранять, поддерживать. В Белгородской области корни проблемы уходят в 90-е годы, когда в погоне за сиюминутной прибылью почвы подверглись усиленной химизации. Содержание органики, гумуса сократилось с 8 до 4 процентов. Такая «технология» применялась вплоть до 2010 года. И только потом стали разрабатывать госпрограммы по восстановлению почв, внедрять почвосберегающие технологии. Создали подразделение, которое занимается мониторингом состояния почв, имеет право накладывать санкции за нарушения и т.д. Сейчас у нас стоит задача – перейти к биологическому земледелию: использовать органические удобрения на основе продуктов жизнедеятельности скота и птицы, по возможности замена ими химических пестицидов.
– В нашей области картина была, думается, примерно такая же...
– У вас с этим было проще. Особенно много удобрений как не вносили, так и не вносят. Дело в том, что ваши почвы богаты азотом. Единственное, нужен был фосфор. Главной проблемой здесь можно назвать использование многие годы одной и той же монокультуры. Первый-второй год все нормально, но на третий начинается истощение почвы, остро не хватает азота. Ситуация в Казахстане раньше была такая же, как в России: на землю пришли непрофессионалы, преследовавшие единственную цель – получение прибыли. Асфальтовые крестьяне. Люди самых разных профессий, временами очень далекие от сельского хозяйства, без элементарного понимания самых простых вещей.
Я изучал аграрный опыт разных стран. Везде одно правило: фермерству надо учить. В скандинавских странах для того, чтобы работать на земле, нужно как минимум пройти двухмесячные курсы. И только на основе свидетельства об обучении тебе дают зеленый свет. Земля сельхозназначения – это ведь не дача, где ты можешь экспериментировать. Если там что-то не получилось, последствия, по крайней мере не такие плачевные.
– Возможно, обыватель думает, что Россия и Казахстан – большие, земли на всех хватит...
– Россия-то большая. Но в ней есть только Кубань и Ставрополье. Только там хлеб. В Белгороде яровой пшеницы нет, содержание белка в почвах – 17 процентов. Для сравнения, у вас в среднем – 26-28. В Костанае сильная, мощная пшеница, у нас она слабая, только на корм. Поэтому в Белгородской области упор делается на масличные культуры. Знаете, какой хлеб продается в Вологодской области? Его есть невозможно. Минсельхоз России повсюду фиксирует ухудшение качества зерна. Россия большая, но если посмотреть на карту почв, то благоприятная для возделывания пшеницы земля проходит по краешку. Все прочее – тайга, тундра, север. В советское время Казахстан называли житницей – и в этом нет никакого преувеличения. В США давно все почвы разделили на три пояса – хлопковый, кукурузный и пшеничный. Если в Казахстане все условия благоприятствуют производству зерновых, то в этом направлении и нужно двигаться. И тут, конечно, нельзя не заметить, что во всем мире сельское хозяйство является дотируемым. Без поддержки государства никакая земля сама по себе большого урожая не даст.
Беседовал Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото автора