Они разбивают голыми руками кирпичи и бутылки, лежат на гвоздях и стекле. Зал аплодирует. Но эти ребята не цирковые артисты, они будущие защитники Родины. А зрелищные номера помогают тренировать силу, волю и смелость.
Военно-патриотический
У входа в Костанайский сельскохозяйственный колледж нас встречают ребята в форме. Через пару минут на крыльцо выходит руководитель военно-патриотического клуба «Разведчик» Канат ЖУМАГУЛОВ. О нас ему сообщили по рации. Это традиционный способ связи, все ходят с ними. У клуба много разного интересного и, главное, действующего оборудования. Есть даже полевые телефоны – два. Еще от советских войск. Когда выезжают на полевые сборы, используют их. Они рабочие, только батарейку вставить, протянуть шнур – связь готова.
СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ ЧИТАТЬ! ПОВТОРЯТЬ НОМЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Клубу «Разведчик» два года. По количеству медалей и грамот этого не скажешь – только за прошлый год ребята заработали 58 медалей. В этом не считали. Награды за победы в рукопашном бою (второе место в чемпионате Казахстана), за победы в соревнованиях военно-патриотических клубов («Разведчик» входит в федерацию ВПК). Клуб дружит с воинами-интернационалистами, на днях собираются на мероприятие, посвященное годовщине ввода войск.
Сейчас в клубе 20 человек. Возраст от 15 до 19 лет. Название «Разведчик» не случайно выбрано: Канат Жумагулов служил в разведвойсках. В Крыму. В последние годы существования СССР. Разведчиков бывших нет. Сейчас он передает ребятам в клубе свои знания. Говорит, что разведчик должен уметь всё – и военизированный кросс по пересеченной местности бежать, и нунчаками владеть, и в рукопашную противника поразить.
Единственные в области
Командир взвода Бексултан Енсебаев укладывает на сцене доску с гвоздями. Говорит, что сам их забивал. Пробую – гвозди острые. Бексултан плавно опускается на них, поднимает руки – показать, что он не держится. Над ним другой воспитанник клуба. С ножом. Острым – его предварительно роняют острием вниз на доску. Нож втыкается. А от Бексултана отскакивает. Фокус? Нет. Все настоящее – и нож, и гвозди. И стекло, на которое ложится Даниэль Преслер настоящее. И молот, которым разбивают кирпичи на прессе Бахтияра Сабыкова. Он выдерживает не только этот удар, но и вес одноклубника, при этом вытянут в струну, опирается только шеей и ногами на колени двух помощников.
В объективе вновь Бексултан. Сначала разбивает кирпич, который положил на руку (при этом всё цело, кроме кирпичей). Затем берет почти наполненную водой бутылку. Бьет ладонью по входному отверстию горлышка – нижняя часть бутылки вдребезги. «Ну хоть это объясните!» – прошу ребят. Они уже отказались раскрывать секреты предыдущих номеров – чтобы какой-нибудь шалопай не попробовал. Но про бутылку рассказывают. «Это же физика, – сдержанно говорит Бексултан. – Резкий удар создает давление, дно не выдерживает».
Все двадцать воспитанников клуба пробовали тот или иной силовой номер исполнять самостоятельно. «А вы делали?» – спрашиваю руководителя. «Я их сам научил, и они на мне всё сначала опробовали», – смеется Канат Жумагулов. Он еще до армии занимался такими силовыми трюками. Сейчас иногда тоже выходит на сцену – клуб «Разведчик» с такой программой в области один, их приглашают в разные районы, города. На самом деле всё это не только для воспитания выдержки, смелости. Программа, с которой ребята выступают, помогает сделать военно-патриотические клубы более популярными. Студентки колледжа Алина Казанцева и Женя Скирук в клубе три недели. Были впечатлены представлением, которое ребята давали в их школе. Возможно, и колледж-то этот выбрали из-за клуба. Пока девчата в основном украшают клуб. Поют. Но приемам рукопашного боя их уже начали обучать. Нравится.
Батя
– В самом начале трое воспитанников было. Садились в одну машину, ездили по районам, самоутверждались. – Ну, в смысле, показательные выступления устраивали, – смеется Канат Жумагулов.
Ребята говорят, что он строгий (чаще всего) и справедливый. И называют Батей.
– Это мы придумали, – говорит Бексултан (он пришел в клуб первым). – По имени-отчеству как-то долго очень. А так лучше.