Марат ТОЛИБАЕВ: «Затянули с оценками»
– Марат Еркинович, когда случился конфликт в Караганде, который поспешили назвать межнациональным, вы были одним из тех, кто в соцсетях призывал соотечественников образумиться, разбираться в правовом поле. Но в чем все-таки причина трагических событий? У нас учат толерантности, но не учат простым правилам. Например, как вести себя в ресторане. По графику его пора закрывать, а посетители не нагулялись. Кто должен уступить? Бытовой вопрос вдруг становится политическим...
– Новый год, ресторан, гости засиделись, а хозяева и персонал тоже, видимо, хотели отдохнуть. Попросили посетителей покинуть заведение, но те выразили недовольство. Замечу, что на законодательном уровне вопрос «закрывать – не закрывать» увеселительное заведение, давно урегулирован: хозяева-частники сами устанавливают график и правила посещения. Если гости хотят сверх графика, то надо договариваться. Или идти в другой ресторан.
Если смотреть на ситуацию с позиции хозяев, то они имели право выставить гостей из своего заведения. Но их ошибка была в том, что они решили своими силами доказывать правоту, очевидно, грубыми методами. Надо было своевременно вызвать полицию, и вся проблема была бы сведена к хулиганству, до массовой драки не дошло бы. А так новость разошлась в соцсетях, горячие головы пошли наводить порядки уже за пределами Караганды. Хорошо, что в другом ресторане другого города мстителей встретили женщины. Мужчина к мужчине более агрессивен. Женщины же спокойно объяснились с нежданными гостями – и все разошлись с миром.
– Скандал вышел на международный уровень, озабоченность проявил Ереван. Высказались и наши политики, чиновники. Все ли хотели разрядки?
– Власти затянули с оценкой случившегося. Драка произошла 1 января, митинг состоялся 6 января. Пять дней созревал опасный нарыв. Настроения бродили, факты, как всегда бывает в таких случаях, искажались. Говорили, что более 30 представителей армянской диаспоры напали на четверых казахов. Это потом выяснилось, что драка была на равных – пятнадцать мужчин на пятнадцать. Мне на ватсап приходили рассылки и с другими «деталями». Всем нужна была правда. Людям надо было объяснить, что национальное достоинство не было предметом скандала. Сразу сделать официальное заявление, четко изложить факты. Властям надо извлечь уроки.
– Можно сделать еще один вывод: социальные сети способны не только возбудить толпу, но и утихомирить ее. Вы сами тому пример.
– Многие уважаемые люди выступали в соцсетях за правовое разрешение конфликта. Блогеры, публицисты, общественники, на мой взгляд, выполнили миротворческую миссию в этой тяжелой истории. Призывы не переводить бытовой скандал в национальную плоскость звучали своевременно и доходили по адресу. Согласен, что не только власть, но и здравомыслящие граждане в подобных ситуациях должны сделать все возможное, чтобы не допустить развития конфликта. Выпады с целью обострить ситуацию всем нам нужно уметь игнорировать. В любой стране есть экстремисты, которым, чем хуже, тем лучше.
Николай СТАРИКОВ: «Мирный договор для Японии лишь повод получить у России острова»
– Николай Викторович, мы беседуем накануне приезда в Москву японской делегации, которая будет требовать острова Курильской гряды. Почему дошло, скажем так, до грани реальности? Как будто еще один визит, еще одни переговоры – и острова уйдут в Японию. Руководители страны и дипломаты заигрались?
– Первое, что нам нужно помнить: Россия владеет Курилами в соответствии со всеми международными нормами, на основании не только итогов Второй мировой войны, но и всей предыдущей истории. Второе: в 1956 году Советский Союз заключил по инициативе Хрущева советско-японскую Декларацию, в которой было много хороших слов. Например, о прекращении состояния войны, об отказе от репараций со стороны Союза в отношении Японии, о возвращении на родину всех военных преступников, о согласии СССР на вступление Японии в ООН. В эту же Декларацию Хрущев продавил внесение пункта о возможности передачи Японии двух островов Курильской гряды.
Эта Декларация была ратифицирована двумя парламентами. Переговоры велись до 1960 года. За это время Япония заключила новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности с США. Он имел антисоветскую и антикитайскую направленность. Тогда памятной запиской от 22 апреля 1960 года правительство СССР заявило, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями. Это заявление было опубликовано в газете «Правда» 24 апреля 1960 года. С тех пор Союз занимал здравую и абсолютно понятную позицию: никаких территориальных вопросов с Японией не существует. Экономическое сотрудничество двух стран может и должно развиваться.
– Почему этот вопрос вышел на повестку дня с новой силой?
– Ревизия правильной позиции СССР началась при Горбачеве. А сегодня проблема в том, что Япония пытается уже нагло давить на Россию. Мы слышим заявления, что в случае передачи части Курильских островов под японский суверенитет проживающие там российские граждане не будут выселены. Это недопустимое заявление! На мой взгляд, в ответ мы должны были заявить, что если остров Хоккайдо станет российским, то японские граждане, там проживающие, никуда выселяться не будут. Российское общество обеспокоено непонятной мягкостью заявлений с нашей стороны. Справедливости ради скажем, что все это до вчерашнего дня было безосновательно.
А 14 января 2019 года в Москву на переговоры приезжает японская делегация. Накануне российский МИД опубликовал свою позицию к этим переговорам, в которой черным по белому написано, что мирный договор между Россией и Японией может быть заключен только на условиях признания Японией статуса-кво, сложившегося по итогам Второй мировой войны и несомненного суверенитета Российской Федерации над всеми Курильскими островами. По сути, японцы приезжают договариваться о передаче островов, а им говорят о том, что никакой передачи не будет. Мирный договор может быть заключен только на условиях, неприемлемых для Японии. Потому что все разговоры о необходимости заключения мирного договора лишь предлог пытаться получить от России Курильские острова. А сам мирный договор ни японцам, ни нам не нужен.
– А что дальше? Японцы получают в Москве «отлуп», и еще одно мощное государство, союзник США, обрушивает на Россию санкции?
– Дальше надо вернуться к правильной позиции Советского Союза. Состояния войны между Россией и Японией не существует с 1956 года, и, я думаю, Россия должна в соответствии с определенной законодательной процедурой денонсировать в одностороннем порядке те статьи советско-японской Декларации от 1956 года, где говорится о возможности передачи двух островов – Шикотана и Хабомаи – под японский суверенитет. Чтобы юридически этого пункта не было. Мне кажется, это была бы правильная процедура.
– У России и без того сегодня очень сложное политическое положение в мире...
– Наша позиция в отношении нашей земли, ее принадлежности, не может ни в коем случае базироваться на наших опасениях, что кто-то подумает и введет санкции. Если сегодня отдать хоть один камешек с этих островов, завтра придут за Калининградом и т.д. Здесь, как сказал один литературный герой, торг неуместен.